27.06.2023
Основные параметры автомобильного крана. Основные параметры грузоподъемных кранов Требуемая высота подъема крюка
Автомобильные краны - это стреловые полноповоротные краны, смонтированные на стандартных шасси грузовых автомобилей нормальной и повышенной проходимости. Автокраны обладают довольно большой грузоподъемностью (до 40 т), высокими транспортными скоростями передвижения (до 70...80 км/ч), хорошей маневренностью и мобильностью, поэтому их применение наиболее целесообразно при значительных расстояниях между объектами с небольшими объемами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. В настоящее время автомобильные краны составляют более 80 % от общего парка стреловых самоходных кранов.
При использовании на строительно-монтажных работах автокраны обычно оборудуют сменными удлиненными стрелами различных модификаций, удлиненными стрелами с гуськами, башенно-стреловым оборудованием.
Каждый автокран оснащают четырьмя выносными опорами, устанавливаемыми, как правило, с помощью гидропривода. Для повышения устойчивости кранов во время работы задние мосты автомашин оборудованы гидравлическими стабилизаторами для вывешивания заднего моста при работе на выносных опорах и для блокировки рессор при работе без опор. Автокраны могут перемещаться вместе с грузом со скоростью до 5 км/ч. При движении грузоподъемность автокранов снижается примерно в 3...5 раз.
Основное силовое оборудование автокранов - двигатель автомобиля. При включении трансмиссии крановых механизмов трансмиссия автомобиля отключается.
Привод крановых механизмов может быть одномоторным (механическим) и многомоторным (дизель-электрическим и гидравлическим), подвеска стрелового оборудования - гибкой (канатной) и жесткой. Управление крановыми механизмами осуществляется из кабины оператора, расположенной на поворотной платформе, управление передвижением крана - из кабины автошасси.
В России производят автомобильные краны 2-5-й размерных групп грузоподъемностью 6,3...36 т, имеющие механический и гидравлический приводы крановых механизмов.
Краны с механическим приводом имеют гибкую подвеску стрелового оборудования, краны с гидравлическим приводом - жесткую.
Автомобильные краны второй размерной группы с механическим приводом КС-2561К и КС-2561 К-1 грузоподъемностью 6,3 т монтируют на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-431412 или ЗИЛ-433362(4 х 2).
Рис. 1. Автомобильный кран КС-2561 К-1: а - общий вид; б - кинематическая схема
Краны состоят из неповоротной и поворотной частей, опорно-поворотного устройства и стрелового оборудования (рис. 1, а). Поворотная и неповоротная части соединены между собой роликовым опорно-поворотным устройством 13.
Неповоротная часть крана включает ходовую раму 12, жестко прикрепленную к раме автошасси 11, коробку отбора мощности, промежуточный конический редуктор, зубчатый венец опорно-поворотного устройства 13, выносные опоры 1 и стабилизирующее устройство. Поворотная часть крана состоит из поворотной платформы 2, на которой смонтированы решетчатая стрела 7, двуногая стойка 4, противовес, грузовая 5 и стреловая 3 лебедки, реверсивно-распределительный механизм, механизм поворота крана и кабина машиниста 6 с рычагами и педалями управления. Краны оснащаются жесткой решетчатой или выдвижной основной стрелой длиной 8 м в выдвинутом положении.
В комплект сменного оборудования кранов входят: удлиненная выдвижная стрела (длиной 10,4 м в выдвинутом положении) и две решетчатые удлиненные (до 12 м) стрелы - прямая и с гуском длиной 1,5 м. Изменение угла наклона стрелы осуществляется стреловой лебедкой 3 через стреловой полиспаст 8, подъем-опускание крюковой подвески 10 (груза) - грузовой лебедкой 5 через грузовой полиспаст 9. Крановые механизмы приводятся в действие от двигателя (рис. 1, б) шасси автомобиля через коробку отбора мощности 21, промежуточный редуктор 20 и реверсивно-распределительный механизм 15, который обеспечивает распределение крутящего момента между стреловой 3 и грузовой 5 лебедками и поворотным механизмом 16, их независимый раздельный привод и реверсирование. На выходном валу поворотного механизма закреплена поворотная шестерня 18, находящаяся во внутреннем зацеплении с зубчатым венцом 19 опорно-поворотного круга.
Операции подъема-опускания груза и поворота стрелы в плане могут быть совмещены. Регулирование рабочих скоростей крановых механизмов производится за счет изменения частоты вращения вала двигателя автомобиля. Лебедки снабжены индивидуальными ленточными нормально замкнутыми тормозами: автоматическим электропневмоуправлением. Механизм поворота оснащен ленточным постоянно замкнутым тормозом 17.
Краны КС-2561К и КС-2561К-1 оснащают выносными опорами с гидравлическим приводом. Питание гидродомкратов выносных опор и гидроцилиндров блокировки подвески осуществляется гидронасосом 22 с приводом от коробки мощности 21.
Техническая характеристика кранов второй размерной группы моделей V2561K и КС-2561К-1 приведена в табл. 1.
Таблица 1. Техническая характеристика кранов второй размерной группы
Параметры |
Модель КС-2561К, КС-2561 К-1 |
Грузоподъемность, т: |
|
на выносных опорах |
|
без выносных опор |
|
Вылет стрелы, м |
|
Тип стрелы |
Решетчатая |
Число секций стрелы |
|
Стреловое оборудование* : |
|
основное |
|
Длина стрелы, м |
|
Наибольшая высота подъема крюка при втянутой стреле, м |
|
Скорость подъема груза, м/мин |
|
Скорость посадки груза, м/мин |
|
Частота вращения поворотной платформы, мин -1 |
|
Скорость изменения вылета крюка, м/мин |
|
Скорость передвижения, км/ч: |
|
транспортная |
|
рабочая с грузом |
|
Привод кранового оборудования |
Механический |
Базовый автомобиль |
|
Мощность двигателя, кВт |
|
Габаритные размеры в транспортном положении, мм |
10600 х 2500 х 3600 |
Маcca крана с основной стрелой, кг |
* Н - с невыдвижной основной стрелой; В - то же, с выдвижной; У - с невыдвижной удлиненной стрелой; УГ – то же, с гуськом.
Наибольшее распространение в России получили автомобильные краны с гидравлическим приводом исполнительных механизмов, обеспечивающим простоту управления краном, плавное бесступенчатое регулирование в широком диапазоне рабочих скоростей крановых механизмов, малые посадочные скорости грузозахватного рабочего органа, совмещение крановых операций.
Отечественные гидравлические автомобильные краны различных производителей выполнены по единой конструктивной схеме с широкой унификацией узлов и агрегатов как внутри типоразмерного ряда, так и между размерными группами (унифицированы грузовые лебедки, механизмы поворота, кабины оператора, выносные опоры, гидроцилиндры, гидронасосы, гидромоторы, гидроаппараты).
Автомобильные краны с гидравлическим приводом выпускаются 3-5-й размерных групп и оборудуются жестко подвешенными телескопическими стрелами (основное рабочее оборудование), длину которых можно изменять при рабочей нагрузке. В качестве сменного рабочего оборудования кранов применяются удлинители стрел, гуськи и башенно-стреловое оборудование, башней которого служит основная телескопическая стрела.
На краны устанавливают телескопические двухсекционные стрелы с одной выдвижной секцией, трехсекционные стрелы с двумя выдвижными секциями и четырехсекционные стрелы с тремя выдвижными секциями. Перемещение выдвижных секций стрел осуществляется с помощью длинноходовых, последовательно действующих гидроцилиндров двойного действия (ход поршня до 6 м) или с помощью гидроцилиндров и канатного полиспаста.
В качестве источника энергии рабочей жидкости на всех кранах применяют аксиально-поршневые гидронасосы.
Рис. 2. Типовая гидрокинематическая схема автомобильного крана четвертой размерной группы грузоподъемностью 20 т
На рис. 2 показана типовая гидрокинематическая схема автокрана четвертой размерной группы грузоподъемностью 20 т, смонтированного на шасси КрАЗ-65101 (6x4).
Гидравлический привод рабочего оборудования машины обеспечивает изменение длины телескопической стрелы, подъем и опускание груза, изменение угла наклона стрелы, поворот стрелы (платформы) в плане на 360°. Причем операции подъема-опускания груза или стрелы могут быть совмещены с поворотом платформы или выдвижением - втягиванием телескопической стрелы. С помощью гидропривода производится также управление четырьмя гидродомкратами выносных опор, гидроцилиндрами выдвижения - втягивания выносных опор и двумя гидроцилиндрами механизма блокировки подвески. Кран может работать на опорах без выдвижения опорных балок, что позволяет эксплуатировать его в стесненных условиях.
Телелескопическая стрела крана состоит из трех секций коробчатого сечения - неподвижной наружной (основания), шарнирно прикрепленной к стойкам поворотной платформы, и выдвижных средней и верхней секций. На переднем конце верхней секции установлены неподвижные блоки 3 грузового полиспаста для подъема-опускания крюковой подвески 2. Выдвижение и втягивание секций стрелы производится двумя длинноходовыми гидроцилиндрами 4 двойного действия и осуществляется в такой последовательности: сначала выдвигается средняя секция, а затем после полного ее выдвижения, верхняя секция. Стрела может выдвигаться с грузом 4 т на длину до 14,7 м, с грузом 2 т - на полную длину (21,7 м). Изменение угла наклона стрелы производится гидроцилиндром 5. Стрела может быть оборудована удлинителем 9 м и гуськом со вспомогательной крюковой подвеской.
Грузовая лебедка крана состоит из регулируемого аксиально-поршневого гидромотора 8, цилиндрического двухступенчатого редуктора 10, барабана 9 и нормально замкнутого ленточного тормоза 7 с гидроразмыкателем, включенным параллельно гидромотору. Регулируемый гидромотор грузовой лебедки позволяет осуществлять ускоренный подъем грузов массой до 6 т со скоростью 18,2 м/мин, вдвое превышающей номинальную. Кран оборудован вспомогательной лебедкой, но конструкции аналогичной грузовой, которая обслуживает крюковую подвеску гуська.
Рабочее оборудование крана смонтировано на поворотной платформе, которая опирается на ходовую раму шасси с помощью стандартного роликового опорно-поворотного устройства. Механизм поворота включает аксиально-поршневой гидромотор 6, двухступенчатый редуктор 13 и нормально замкнутый колодочный тормоз 14 с гидроразмыкателем. На выходном валу редуктора закреплена шестерня 11, входящая в зацепление с зубчатым венцом 12 опорно-поворотного устройства.
Гидравлические двигатели крановых механизмов, гидроцилиндры выносных опор и механизма блокировки рессор питаются от двух аксиально-поршневых насосов 16 и 17, привод которых осуществляется от дизеля 1 базовой машины через коробку передач 18 и раздаточную коробку 15. При выключенных насосах от раздаточной коробки приводится в действие механизм передвижения крана. Рабочая жидкость от насосов поступает по трубопроводам к гидроаппаратуре на поворотной платформе через вращающееся соединение. Управление крановыми механизмами осуществляется из кабины машиниста с помощью гидрораспределителей. Рабочие скорости крановых механизмов регулируются изменением частоты вращения вала двигателя автомобиля (и, следовательно, гидронасосов) и дросселированием потоков жидкости, подводимых к гидравлическим двигателям. Рабочее давление жидкости в гидросистеме крана составляет 12…16 МПа.
Технические характеристики гидравлических кранов различных производителей приведены в табл. 2-6.
Технические характеристики
Таблица 2. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов «Галичанин» грузоподъемностью 15...22,5 т
Параметры |
Индекс машины |
|||||
КС-35719-3 |
KC-35719-5 |
КС-45719-1 |
КС-45719-2 |
КС-45719-4 |
КС-45721 |
|
Телескопическая |
||||||
число секций |
||||||
Сменное оборудование |
||||||
на основной стреле |
||||||
на выдвинутой стреле |
||||||
со сменным оборудованием |
||||||
Номинальная скорость подъема-опускания груза, м/мин |
||||||
Скорость посадки груза м/мин |
||||||
Кратность полиспаста |
||||||
Модель базового автомобиля |
КамАЗ-53213 |
КамАЗ-53228 |
||||
Колесная формула |
||||||
Мощность двигателя, кВт |
||||||
Транспортная скорость, км/ч |
||||||
Опорный контур, м: |
||||||
база опор |
||||||
расстояние между опорами |
||||||
Изготовитель |
Таблица 3. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов «Галичанин» грузоподъемностью 25…36 т
Параметры |
Индекс машины |
|||||
КС-55713-1 |
КС-55713-2 |
КС-55713-3 |
КС-55713-4 |
КС-55715 |
КС-55721 |
|
Максимальная грузоподъемность при вылете 3,2 м, т |
||||||
Максимальный, грузовой момент кН м |
||||||
Телескопическая |
||||||
число секций |
||||||
Сменное оборудование |
||||||
Длина сменного оборудования, м |
||||||
Максимальная высота подъема крюка, м: |
||||||
на основной стреле |
||||||
на выдвинутой стреле |
||||||
со сменным оборудованием |
||||||
Скорость подъема- опускания груза, м/мин: |
||||||
номинальная |
||||||
максимальная |
||||||
Скорость посадки груза м/мин |
||||||
Кратность полиспаста |
||||||
Максимальная частота вращения поворотной части, мин -1 |
||||||
Модель базового автомобиля |
КамАЗ-53213 |
КамАЗ-53228 |
КамАЗ-53229 |
|||
Колесная формула |
||||||
Мощность двигателя, кВт |
||||||
Транспортная скорость, км/ч |
||||||
Преодолеваемый уклон пути, град |
||||||
Габариты крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м |
||||||
Опорный контур, м: |
||||||
база опор |
||||||
расстояние между опорами |
||||||
Масса крана в транспортном положении, т |
||||||
Изготовитель |
ОАО «ГАКЗ» (г. Галич, Костромская обл.) |
Таблица 4. Техническая характеристика гидравлических кранов «Ивановец» ОАО
Параметры |
Индекс машины |
|||||||||
КС-35714 |
КС-35714К |
КС-35714-2 |
КС-35715 |
КС-35715-2 |
КС-45717-1 |
КС-45717А-1 |
КС-45717К-1 |
КС-55717 |
КС-55717А |
|
Наибольшая грузоподъемность, т |
||||||||||
Телескопическая |
||||||||||
число секций |
||||||||||
Сменное оборудование |
||||||||||
Длина гуська, м |
||||||||||
Максимальная высота подъема крюка, м: |
||||||||||
на выдвинутой стреле |
||||||||||
со сменным оборудованием |
||||||||||
Максимальный вылет, м |
||||||||||
Скорость подъема-опускания груза, м/мин: |
||||||||||
номинальная |
||||||||||
максимальная (груз массой до 4,5 т) |
||||||||||
Скорость посадки груза, м/мин |
||||||||||
Частота вращения поворотной платформы мин -1 |
||||||||||
Базовый автомобиль |
КамАЗ-53215 |
КамАЗ-53229,КамАЗ-53215 |
КамАЗ-53229 |
|||||||
Колесная формула |
||||||||||
Мощность двигателя, кВт |
||||||||||
Транспортная скорость, км/ч |
||||||||||
10,7х2,5хЗ,75 |
||||||||||
Изготовитель |
ОАО «Автокран» (г. Иваново) |
Таблица 5. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т
Параметры |
Индекс машины |
|||
КС-35719-5 |
КС-35719-5-02 |
КС-35719-7-02 |
КС-35719-8-02 |
|
Максимальный грузовой момент, кН м |
||||
Телескопическая |
||||
число секций |
||||
Сменное оборудование |
||||
Длина гуська, м |
||||
Наибольшая высота подъема крюка, м: |
||||
на выдвинутой стреле |
||||
со сменным оборудованием |
||||
Наибольший вылет, м |
||||
Скорость подъема - опускания груза, м/мин: |
||||
номинальная (с грузом до 16т) |
||||
максимальная (с грузом до 6 т) |
||||
Скорость посадки груза, м/мин |
||||
Частота вращения поворотной платформы, м -1 |
||||
Базовый автомобиль |
КамАЗ-43118 |
КамАЗ-53215 |
||
Колесная формула |
||||
Мощность двигателя, кВт |
||||
Транспортная скорость, км/ч |
||||
Габаритные размеры крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м |
||||
Опорный контур (база х расстояние между опорами), м |
||||
Масса крана с основной стрелой, т |
||||
Изготовитель |
ОАО «КАЗ» (г. Клинцы, Брянская обл.) |
Таблица 6. Техническая характеристика автомобильных гидравлических кранов «Ульяновец» серии МКТ грузоподъемностью 25 т
Параметры |
Индекс машины |
|||
МКТ-25.1(МКТ-25.2) |
МКТ-25.3 (МКТ-25.4) |
МКТ-25.5 |
МКТ-25.6 |
|
Максимальная грузоподъемность, т |
||||
Грузовой момент, кН м |
||||
Длина телескопической стрелы, м |
||||
Число секций стрелы |
||||
Длина гуська, м |
||||
Вылет стрелы, м |
||||
Высота подъема крюка, м: |
||||
на основной стреле |
||||
на стреле с гуськом |
||||
Скорость подъема-опускания номинального груза, м/мин: |
||||
основная стрела |
||||
стрела с гуськом |
||||
Скорость посадки груза, м/мин |
||||
Скорость выдвижения-втягивания стрелы, м/мин |
||||
Частота вращения поворотной части, мин -1 |
||||
Базовое шасси |
КамАЗ-55111, (КамАЗ-53215) |
КамАЗ-53228,(КамАЗ-53229) |
КрАЗ-65101, КрАЗ-65053 |
|
Мощность двигателя, кВт |
||||
Колесная формула |
||||
Транспортная скорость передвижения крана, км/ч |
||||
Радиус поворота, м |
||||
Габаритные размеры крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м |
||||
Маcca крана с основной стрелой, т |
||||
Изготовитель |
ОАО «УМЗ № 2» (г. Ульяновск) |
Основные параметры автомобильного крана
Основные технические данные, характеризующие конструкцию крана и его технологические возможности при работу называют основными параметрами,
Вылет L (м)-расстояние от оси вращения поворотной часта. крана 00 (рис. 4) до центра зева крюка.
Вьшт от ребра опрокидывания А (м) -расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до центра зева крюка А (при работе без выносных опор) или А% (на выносных опорах), Пара-» метры L и А определяют дальность подачи груза по горизонтали.
Грузоподъемность Q (т) - масса максимально допустимого груза для заданного вылета. Величина грузоподъемности автомобильного крана зависит от вылета крюка. Грузоподъемность крана при наименьшем вылете крюка в несколько раз больше.
Рис. 4. Схема к определению основных параметров автомобильных стреловых самоходных
кранов: 0101 и 02Os - условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответственно без выносных опор и на выносных опорах
Рис. 5. График грузоподъемности крана К-64 при работе на выносных опорах со стрелой длиной 7,35 (7) и 11,75 м (2) и без выносных опор со стрелой длиной 7,35 (3) и 11,75 м (4)
Зависимость грузоподъемности от вылета крюка изображают в виде графика (рис. 5): на вертикальной оси откладывают в некотором масштабе величину грузоподъемности крана, а на горизонтальной-величину вылета крюка. Точки пересечения линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета.
На графике видна зависимость грузоподъемности автомобильного крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана К-64 со стрелой длиной 7,35 м на высоте 4 м грузоподъемность на выносных опорах 4,5 т, а без выносных опор - только 2 т.
По графику грузоподъемности можно определить массу груза, который кран может поднять на любом (возможном для него), вылете.
Следует помнить, что при работе с грузозахватными приспособлениями их масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по графику для заданного вылета.
Грузовой момент М (тс. м) определяют как произведение величины вылета и соответствующей ей грузоподъемной силы.
Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана и позволяет оценить его экономическую эффективность.
При оценке технико-экономических показателей кранов иногда пользуются параметром «грузовой момент от ребра опрокидывания», который определяется как произведение величины вылета от ребра опрокидывания и соответствующей ей грузоподъемности.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка h - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.
Скорость подъема или опускания Vn (м/мин) -скорость вертикального перемещения груза.
Скорость посадки VM (м/мин) -минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
в).
Рис. 6. Схема определения основных параметров шасси автомобильных кранов: колея при колесах: а - односкатных, б-двускатных; в -база; г - радиус поворота крана
Скорость поворота г (об/мин) -угловая скорость вращения поворотной части крана. Иногда вместо термина «скорость поворота» применяют термин «скорость вращения поворотной части». Скорость изменения вылета крюка VK (м/мин) - горизонтальная составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
Время изменения вылета t (мин)-время, необходимое на изменение вылета от одного предельного положения до другого.
Рабочая скорость передвижения крана Vnp (км/ч) -скорость, передвижения крана в рабочем положении с подвешенным грузом.,
Транспортная скорость передвижения крана Vm (км/ч) - скорость передвижения крана в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана определяют важнейший параметр крана - производительность. Вместе с тем практически каждая из них имеет важное самостоятельное значение. Например, скорость посадки, а также минимальные скорости поворота крана и изменения вылета крюка надо знать, чтобы определить пригодность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.
Рабочая масса крана Gp (т) - масса крана со стреловым оборудованием, противовесом и полной заправкой.
Конструктивная масса крана GK (т) -сухая масса крана с основной стрелой и противовесом.
Колея крана К (м) -расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства: К - при односкатных (рис. 6, а), С-при двускатных (рис. 6, б) колесах.
База крана В (м) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес (рис. 6, в).
База тележки крана Лт (м) -расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной ходовой тележки крана.
Расстояние меоюду выносными опорами В0 (м)-расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов задних или передних выносных опор в их рабочем положении.
Радиус поворота крана Rn (м)-радиус окружности, описываемой внешним передним колесом при движении крана по криволинейному пути (рис. 6, г).
Нагрузка на ходовую ось Р (тс) -величина наибольшей вертикальной нагрузки, приходящейся на одну ось крана в его транспортном положении.
Преодолеваемый уклон пути а (град) - наибольший угол подъема, преодолеваемый краном с постоянной скоростью.
Рабочий цикл tn (с) -время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П (тс/ч или тс/смена) -общий вес грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном за час (тс/ч) или смену (тс/смена). Часто измеряют производительность крана по числу рабочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко подсчитать С – число рабочих циклов, необходимое для выполнения какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки. Производительность Ov крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии V^H организации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства работ. Если такого указания нет, то имеют в виду среднее значение этого параметра.
Мощность силовой установки N - это мощность установленного на кране двигателя внутреннего сгорания. Для кранов с электроприводом в характеристике указывается и мощность электродвигателей отдельных механизмов. Мощность двигателей внутреннего сгорания измеряют в лошадиных силах (л. с,) а электродвигателей- в киловаттах (кВт).
К атегория: - Общие сведения о автомобильных кранах
Величины, характеризующие технические возможности и технологические
свойства машины, называют параметрами. Рассмотрим основные параметры
автомобильного крана.
Грузоподъемность Q - наибольшая масса груза, поднимаемого на данном
вылете стрелы.
Вылет L (рис. 4) - расстояние (по горизонтали) от оси вращения
поворотной части крана 00 до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания - расстояние (по горизонтали) от ребра
опрокидывания до центра зева крюка: А1 - при работе без выносных опор,
Л2 - на выносных опорах.
Грузоподъемность крана зависит от вылета L. Эту зависимость называют
гру-зовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5,(7): на
горизонтальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной -
грузоподъемность g, соответствующую этому вылету. Точки пересечения
линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая
позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета.
Чем больше вылет, тем меньше грузоподьемность крана.
С помощью графика грузоподъемности можно определить массу груза,
которую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на
заданном вылете. На графике также видна зависимость грузоподъемности
крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на
выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них.
Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м
грузоподъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор -
только 4 т.
Рис. 4. Основные параметры автомобильных стреловых
самоходных кранов:
O^O1 и 0202 - условное расположение ребра опрокидывания крана при его
работе соответственно без выносных опор и на выносных опорах
Рис. 5. График грузоподъемности {а) и зона работы
(б) крана КС-4571:
1-3 - грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75; 21,75 м на
выносных опорах, 4 - грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 без
выносных опор
В меньшей степени грузоподъемность
крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на
вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м -
8,7 т. Эта разница в грузоподъемности крана определяется увеличением
массы более длинных стрел.
Следует помнить, что при работе грузозахватным приспособлением его
масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по*
графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза
входит также масса грейфера или магнита, если они использованы в
качестве грузозахватного устройства.
При подъеме груза массой
Q
на
грузозахватное устройство крана -действует
грузоподъемная
сила
(вес
груза)
G
=
=
9,81Q м-т-с-2 = 9,81Q кН – 10Q кН. Отсюда следует, что с помощью графика
грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность
Q
крана,
но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство
крана.
Произведение вылета на соответствующую ей грузоподъемную силу называют
грузовым
моментом М = G
L, где
L
-
вылет от ребра опрокидывания;
G
-
соответствующая
ему грузоподъемная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует
технологические возможности крана.
Высота подъема крюка
Н
(см.
рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка,
находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка
h
-
расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в
нижнем (низшем) рабочем положении.
Параметры
L
и
А(А1
или
А2)
определяют
возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Я и
h
-
но
вертикали. При работе на выносных опорах значение
А2
зависит
от значения
В
-
расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных
элементов двух соседних выносных опор, когда они находятся в рабочем
положении:
A2
= L -
0,5
В. Это расстояние называется
поперечнойВ^
или
продольной
В2
(см.
рис. 5,<5)
базой
выносных
опор.
При вращении поворотной части крана стреловое оборудование перемещается
относительно шасси машины в некотором секторе о,
а,
Ь, с,..
.,
о, образуя рабочую зону. Если через точки опирания выносных опор
провести окружность
а
Ъ с’, а
то
в рабочей зоне образуется кольцо
а,
Ъ, с, с’, Ъ а’, а,
в
котором кран может производить подъем, перемещение и опускание груза.
Площадь
а,
Ь,
с,
с
Ь а’, а
называется
полезной
рабочей зоной.
Центральный угол (3, соответствующий двум крайним положениям
стрелового оборудования, называется
зоной
работы крана.
Если
кран может работать при любом положении стрелового оборудования
относительно шасси, то зона работы крана Р = 360°.
Рабочий цикл
Т
-
время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала
подъема следующего очередного груза.
Производительность крана
П
-
общая масса грузов и конструкций, переме-
щаемых или монтируемых краном за час (г/ч) или смену (т/смена). Часто
производительность крана измеряют по числу рабочих циклов, совершаемых
краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко
подсчитать число рабочих циклов, необходимое для выполнения
какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки.
Производительность крана зависит не только от его конструкции, но и от
технологии и организации производства работ. Поэтому, называя
производительность крана, указывают и условия производства работ. Если
такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра.
Скорость подъема или опускания груза
vu
-
скорость
вертикального перемещения груза.
Скорость посадки
vM
-
минимальная
скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов,
при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения
п
поворотной
части крана в единицу времени.
Иногда
вместо этого термина применяют «скорость поворота» или «скорость
вращения поворотной части», что недопустимо.
Скорость изменения вылета
vB-
горизонтальная
составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
Время изменения вылета
t
-
время,
необходимое на изменение вылета от одного предельного положения стрелы
до другого.
При невыдвижных стрелах параметры IV и
t
определяют
при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных
и телескопических стрелах - при изменении вылета как за счет подъема
(опускания) стрелы, так и за счет выдвижения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел
vc
-
скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при
изменении длины стрел.
Рабочая скорость передвижения крана
vnp-
скорость
передвижения крана по рабочей площадке со стреловым оборудованием,
находящимся в рабочем положении, и подвешенным грузом, если
передвижение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана
vn
T
-
скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого находится
в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана
в
значительной мере влияют на его производительность, а следовательно, и
на такие технико-экономические показатели его работы, как стоимость
машино-смены, приведенные затраты и т. п. Вместе с тем практически
каждая из скоростей имеет важное самостоятельное значение. Например,
скорость посадки, а также минимальные частоту поворота крана и скорость
изменения вылета крюка надо знать, чтобы определить пригодность крана
для выполнения тех или иных монтажных работ.
Общая (эксплуатационная) масса крана
Gp
-
масса
крана со стреловым оборудованием и противовесом при полной заправке
крана топливосмазочными материалами.
Конструктивная масса крана
GK
-
масса крана со стреловым оборудованием и противовесом.
Р0
или
колесо
Рк
-
наибольшая вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну ось или одно
колесо в транспортном положении крана.
РВш0
-
наибольшая
вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну опору при работе крана
(стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт
уво-
отношение
нагрузки на выносную опору к площади ее башмака или инвентарной
подкладки.
Колея крана
К
-
расстояние
между вертикальными осями, проходящими через середины опорных
поверхностей ходового устройсгва:
К1
(рис.
6,
а)
-
при односкатных,
К2
(рис.
6, б) - двускатных колесах.
База крана
Вк
(рис.
6, в) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых
тележек или колес.
База балансирной тележки шасси
В
г
-
расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной
ходовой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси
Rmin
(рис.
6, г) - расстояние от центра поворота до средней точки опоры наиболее
удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси
Дш
- ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси
крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана
RK
(рис.
7,
а)
-
расстояние от центра поворота до наиболее удаленной точки крана при
минимальном радиусе поворота шасси крана.
Минимальная ширина разворота
Дх-
ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при
минимальном радиусе поворота шасси крана.
Габаритный коридор въезда
Д2
(рис.
7,6) и
выезда
Д3
крана - ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси
вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути
я
- наибольший угол подъема, преодолеваемый