Виды архитектурных чертежей: план. Проектирование дома самостоятельно: создаем проект дома

[...] Нам как специалистам хочется предостеречь наших городских хозяев от больших и нелегко поправимых ошибок, которыми ежечасно грешит даже Запад. Эти ошибки - в забвении и в неполном использовании в деле планировки городов средств архитектуры.

Беглый взгляд на практику и постановку дела в области планировки городов на Западе как будто убеждают нас в том, что эта область - область компетенции скорей технических знаний и мероприятий, но не архитектурных.

Кажется, что главным образом экономика, утилитарная целесообразность решают все эти сложные вопросы.

Здесь мы должны остановиться прежде всего на том узком понимании задач архитектуры, которое широкие слои публики ей предписывают. Архитектура там, - примерно говорят они, - где богатые фасады, где есть потребность в украшениях, убранстве, известной декоративности, в красивой форме. И отсюда некоторый поспешный вывод: архитектура не для нас, особенно при наличии режима экономии. Нам нужна техника с ее современными методами, экономичностью, практичностью и целесообразностью. Хотя немного более пристальный взгляд на ту же самую технику подтверждает, что эта «техника» никогда не обходится без применения для продуктов своего производства в той или иной степени Оформляющих средств искусства. Внутреннюю конструктивную целесообразность вещи эта «техника» старается сделать и внешне формально целесообразной. Вот почему западная индустрия, например, давно знает сотрудничество в производстве и художника и инженера. [...]

Одних технических мероприятий еще недостаточно для правильного разрешения вопросов планировки и перепланировки городов. План города или перепланирующиеся его части должны быть составлены с определенной идеей, вполне отвечающей культурному, социальному и государственному значению города, с соответствующей организацией и подчинением его частей условию (и обратно) как по линии формальной и пространственной ориентации, так и по линии общего благоустройства, включая сюда моменты экономические, технические и утилитарные. Такой план невольно должен быть синтетическим следствием выше поименованных факторов. Этот синтез может дать архитектура, владеющая одновременно организующими принципами оформления (искусства) и принципами техники.

Методы техники не оспариваются никем. Но методы архитектуры, как искусства оформляющего, недостаточно учитываются *. Особенно становится это наглядно на примерах больших и сложных вопросов городской планировки и городского строительства.

* Понятие «оформление» Н. Докучаев, как, впрочем, и теоретики конструктивизма (А. Гаи, М. Гинзбург) употребляет в смысле - «формообразование», «придание формы», «формирование».

Возводя какое-либо большое общественное сооружение на площади или большой улице, мы очень мало заботимся о том, как оно будет сочетаться с окружающими ансамблями построек; насколько выгодно его местоположение на данной улице; согласуются ли размеры ширины улицы с высотой сооружения и т. д. Ибо далеко не безразлично для формы сооружения, которая должна воздействовать на нас, как расчленен фасад, сооружение, какие окружают его постройки, с каких точек зрения сооружение будет видно. В таких случаях архитектура учит: степень воздействия и целостность впечатления от части и от целого сооружения зависит от тщательной координации их друг с другом и окружающим. Деталь может испортить впечатление от целого. Уменьшая величину членений здания, придавая этим членениям величину, так или иначе отвечающую высоте человеческого роста, мы можем значительно повысить зрительное впечатление, получаемое от сооружения. Оказывается, что наличие связи между членениями фасада сооружения с величиной человеческого роста дает последнему ту мерку, при помощи которой он судит об относительных величинах сооружения. [...]

Мы все испытали, вероятно, действие на нас невыразительности и монотонного однообразия длинных прямых улиц. Нам всем известно чувство скуки, физической усталости и затерянности, которые они вызывают. Вот почему придать улицам оформление не только с точки зрения их закономерных, приятных форм, но и с точки зрения элементарных удобств, помочь жителю легко ориентироваться в городе, находить главные и второстепенные направления к центру, к периферии, к площадям и жилым кварталам - вещь в городской планировке далеко не второстепенная. В отношении больших площадей можно сказать, что, затрачивая иногда довольно большие средства на их содержание, замощение, уборку от снега, мусора и т. д., город взамен ничего хорошего не получает. Такая площадь часто таит в себе большие опасности и для монументов, на них поставленных, и для больших сооружений, выходящих на такие площади.

Большое открытое пространство площади способно буквально уничтожить большие размеры и монумента и сооружения. Здесь, оказывается, мы совершаем недопустимую ошибку, игнорируя разницу действительного масштаба, реальных размеров монумента, сооружений и самой площади с масштабом оптическим, зрительным. Именно последний создает то субъективное впечатление, которое сменяет в нашем восприятии реально существующее или реально данное. Поэтому оказывается, что увеличение пропорций и абсолютных размеров площади или здания, не увеличивают еще степени воздействия их на зрителя. Надо и пространство площади и размер здания так сочетать и так показать зрителю, чтобы он, следуя за указаниями создающегося оптического масштаба, мог взаимно их оценить и зрительно познать.

Возьмем для примера Храм Спасителя в Москве * и колокольню Ивана Великого в Кремле. Первый, имея большие размеры и крупные членения, не кажется выше колокольни Ивана Великого, хотя последняя легко могла бы уместиться внутри храма. Горизонтальные членения на ярусы, мелкие детали и вертикальность основных форм колокольни дают колокольне тот оптический масштаб, который вызывает в зрителе впечатление большой высоты. То же и в отношении больших пространств. Лишенные предметов или системы и связи в случайно расположенных предметах, большие пространства кажутся мертвыми, невыразительными и преуменьшенными. Глаз, не встречая раздражения, лишенный возможности чем-либо зрительно измерить пространство, не может оценить ни расстояния, ни направления, а поэтому быстро утомляется, ощущая физическую усталость. Вот почему бесконечные пространства южных степей или пустынь скоро утомляют человека, часто вызывая в усталом воображении видения и миражи. И, наоборот, вот почему живописное разнообразие всхолмленных ландшафтов и даже скромное железнодорожное полотно с длинной цепью уходящих вдаль телеграфных столбов кажутся выразительными, бодрящими и долго незабываемыми образами. Все эти положения остаются в силе и в отношении вопросов городской планировки.

* Храм Христа Спасителя в Москве был сооружен по проекту арх. К. А. Тона в 1837-1883 гг. Снесен в связи со строительством Дворца Советов СССР.

Мы лишены возможности привести в данной статье другие многочисленные примеры формальных факторов, влияющих на степень выразительности архитектурных сооружений и целых городских архитектурных ансамблей. Кажется, достаточны и те немногие приведенные примеры для того, чтобы судить о значимости и своевременности использования средств архитектуры даже в наших жестких экономических условиях сегодняшнего дня. Тем более, что, ссылаясь на различные экономические причины, мы пожинаем далеко не экономичные во всех смыслах результаты. [...]

В деле [...] перепланировки целых кварталов или новой планировки незастроенных еще городских округ вопрос в архитектурном отношении еще более разнообразен, строг и ответствен. Ни техники, ни санитария, ни общегородское благоустройство, как его пока понимают, еще не решат вопроса. Мы повторяем, что планировка города должна иметь в основе идею, характер и форму, отвечающие политическому, социальному, культурному и экономическому значению данного города. Дать в планировке распорядок и общую организацию, выявляющую слиянно идею и форму планировки, соответствующие данному городу, можно только средствами архитектуры. [...]

Поэтому хочется обратиться к тем, кто сейчас, например в Москве, будет разрабатывать вопросы перепланировки и расширения города, чтобы они самым тщательным и внимательным образом взвесили свои планы с точки зрения их архитектурной ценности. Учитывая соответствующие примеры и методы разрешения вопросов градостроительства, практикуемые Западом и Америкой, заимствуя их находчивые приемы и способы городского транспорта под землей, по земле и над землей, заимствуя смелые конструкции из железобетона, стали и стекла и их методы рационального разрешения вопроса в экономике и общего городского благоустройства, мы должны пойти дальше Запада и Америки в вопросах архитектурной организации планировки и застройки наших городов. Ибо не для нас совмещение «всех удобств жизни» и сама жизнь, ценящаяся в грош. Город должен существовать и развиваться для его жителей, а не обратно. Город должен помнить, что его житель - гражданин, не обыватель. Поэтому принципы общей плановой организации города и весь его внешний облик должны быть разумны, просты и совершенны по форме. Наши города тогда действительно станут носителями истинной культуры, прогресса и общественного воспитания.

Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить... Это маленькое детское стихотворение Самуила Яковлевича Маршака кратко и емко описывает всю суть работы архитекторов и проектировщиков. В строительстве первичен дух. Сначала всегда рождается образ или идея, а уже потом она принимает материальные формы. Перед тем как построить дом, надо придумать его и воплотить проект на бумаге. Это очень ответственное и далеко не самое простое дело.

Что такое архитектурное проектирование

Архитектор - создатель и творец, именно он продумывает все детали будущего здания, а затем с помощью специальных программ переносит свои задумки на экран монитора. Так составляется архитектурный проект. Он включает в себя разработку чертежей, планов, эскизов и документации для строительства.

Одним из важнейших этапов архитектурного проектирования является составление планов. Это основа, на которой базируется весь дальнейший процесс. Первоначально разрабатывается архитектурный план, а потом уже согласно ему - строительный.

Что представляет собой архитектурный план

Архитектурный план - основа всего проекта. В нем должны быть представлены технические характеристики здания, его основные параметры и размеры. Это документ, который должен составляться с учетом требований и к содержанию, и к оформлению.

Этапы составления проекта

Разработка архитектурного плана дома состоит из следующих этапов:

  • определение предназначения будущего сооружения, то есть необходимо определить, какими качествами должен будет обладать объект;
  • проектирование внешнего вида здания, его фасадов;
  • выбор системы коммуникаций;
  • разработка внутреннего декора помещений, отделки.

Важно также обращать внимание на ландшафтный дизайн. Будущее здание должно органично вписываться в окружающую среду, а не вступать с ней в диссонанс.

Как разобраться в архитектурном плане

На самом деле, не надо быть строителем или архитектором, чтобы разобраться в чертеже.

Архитектурный проект оформляется в соответствии с установленными нормами и правилами: ЕСКД (единой системой конструкторской документации) и СПДС (системой проектной документации для строительства). Он является полноценным документом, поэтому имеет четкую структуру:

  1. Первая страница - титульный лист. На нем указывается название проекта, разработчик, дата, адрес будущего объекта. Здесь все просто и понятно.
  2. Каталог плана. Это своеобразное содержание всей работы, в котором указывается количество страниц проекта (иногда их название), масштаб, расшифровка аббревиатур.
  3. План расположения будущего объекта, то есть просто карта местности, где изображены соседние города и прилегающие автомагистрали.
  4. Планировка территории. Это результаты топографической съемки, обозначение зданий, подлежащих сносу, и коммуникационных систем.

Архитектурные планы: что они включают

Архитектурные листы нумеруются по порядку (А001, А002 и так далее). В них описываются измерения поэтажных планов, размеры стен, секций и прочее. Для того чтобы понять, что написано в архитектурных листах, нужно будет сначала разобраться со строительным планом:

  1. Планы этажей здания. Чтобы получить это изображение, надо мысленно разрезать здание. Все, что попадет в секущую плоскость, будет представлено на чертеже. Поэтому поэтажные планы позволяют определить расположение оконных и дверных проемов, лестниц, перегородок, капитальных стен. Также на чертежах обычно указываются размеры этих элементов.
  2. Уровневые планы. На них указывается высота и типы потолков. Но такой план не всегда входит в проекты.
  3. Кровельный план. Позволяет прочитать расположение элементов крыши.
  4. План отделочных работ. В нем описываются материалы, которые будут использоваться при внутренних работах.
  5. Ведомость оконных и дверных проемов. Здесь указывается количество дверей и окон, их размеры, материалы и прочее.
  6. Фасад здания. Это изображение наружных стен дома, описание материалов, из которых они сделаны.

Это основные, но далеко не все типы архитектурных планов.

Разобраться в готовых чертежах непрофессионалам еще можно. Но разработать такой архитектурно-строительный план получится вряд ли. Поэтому лучше обратиться к инженерам-проектировщикам, людям с профильным образованием. Архитектурное бюро план здания предоставит любому клиенту. Этот документ необходим как на этапе строительства, так и для любых сделок с недвижимостью.

Пробки в городе - результат недальновидности архитекторов и градостроителей. Для того чтобы избегать подобных проблем и достичь единства транспортной системы, грамотного расположения домов, тротуаров и улиц, и нужен генеральный план города. Намного приятнее гулять по населенному пункту, где дома расположены в определенной последовательности, все красиво и упорядоченно.

Существует даже композиция города". Суть ее в том, что дома и улицы в населенном пункте должны быть единым целым.

Архитектурный план города включает в себя улично-дорожную сеть, транспортные артерии, примерное расположение зданий, парков, скверов, бульваров и так далее. Проектировщики должны предвидеть и предотвращать массовые скопления людей в одной части населенного пункта и чрезмерную загруженность магистралей.

Создание архитектурных планов - деятельность непростая, но интересная. В разработке проектов принимает участие большое количество людей, все вносят какой-то вклад в общее дело, отдают частичку души. У истоков как простого маленького коттеджика, так и знаменитой башни Бурдж-Халифа стоят проектировщики - люди, которые придумывают мир вокруг нас. Вот такая удивительная это работа - "рисовать" дома.


Многие проекты, представленные нами, собранны их умелыми руками.

Чертёжная продукция выпускается нами с соблюдением норм и правил. Она относится к архитектурной части.

Инженерные разделы, если требуется расчёт, должны выполнять специалисты этих областей.

Для обеспечения качественного результата и во избежание ошибок, работы на объекте следует начинать после передачи бригаде строителей согласованного альбома рабочих чертежей.

Очень важный и нужный этап сотрудничества с архитектором происходит уже во время строительства. Это архитектурный или авторский надзор . На нём, если мы хотим что-либо убрать или добавить, можно грамотно внести допустимые изменения.

РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ!

В качестве примера проблем, возникающих из-за несоблюдения последовательности работ, можно привести следующее: сначала отливается фундамент, и только затем приглашается архитектор. Не забывайте - фундамент не менее важная часть дома, чем стены и крыша, лучше планировать её вместе во взаимной связи со всем объемом.

В случае с интерьером или строительством дома, пригласить архитектора уже в процессе строительства конечно возможно, но это будет не так рентабельно, как если это сделать вовремя. В таком случае увеличивается вероятность ошибок, объект может стать непродуманным. Было бы правильнее заранее сформировать концепцию будущей постройки и разработать чертежи. Строители могут подождать, не стоит откликаться на провокацию: «мы начнём, а Вы пока сочиняйте..».

Американский архитектурный стиль - потомок старого европейского . Эмигранты из Европы, и в первую очередь из Англии привозили архитектурные тенденции своих стран в Северную Америку, где внедряли и развивали их. Особенностью этого стиля является, безусловно, желание первых поселенцев продемонстрировать масштаб и богатство дома. Отсюда и ощущение дома как целого архитектурного комплекса.

Американскую архитектуру отличает просторность, симметрия, многочисленные каскады крыш, колонны, множество больших окон, часто со ставнями, иногда шпили, высокая центральная лестница, протяженность по горизонтали, минимум рельефных деталей, светлая штукатурка в качестве отделки. Всем своим видом эти проекты домов и коттеджей демонстрируют успешную жизнь хозяев на новых необжитых землях.

Английский стиль

Английский стиль - это соединение аристократизма и сдержанности, утонченного вкуса и дорогостоящих материалов. Этот архитектурный стиль в нашей стране чаше определяется общим термином «английский стиль», но в действительности представляет собой два взаимосвязанных стиля - георгианский и стиль регентства, названия которым дали исторические эпохи. В современном понимании английский дом — это смесь данных стилей.

Формировались они под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Черты английского стиля: прямоугольный, симметричный план; равномерное распределение и размерность всех окон; кирпичные, мало украшенные стены; низко расположенный вход с портиком; средние по высоте скаты крыши; минимальный вынос крыши над стенами; пять окон на главном фасаде; парные трубы; пилястры по бокам двери; двери с филенками.

Дом в истинном английском стиле построен исключительно из красного кирпича. Фасад английского дома достаточно строг и лишь в редких случаях допускаются небольшие украшения. Обязательный атрибут - наличие газона и цветников.

Стиль Ф.Л. Райта (стиль прерий)

Родившийся 8 июня 1867 года, Фрэнк Ллойд Райт является величайшим архитектором в мире, самым плодовитым, противоречивым и вдохновляющим.

Райт не любил сложных деталей и суетливости существовавших архитектурных стилей. Он выступал за чистоту и простоту линий, считал, что хорошо построенные здания дополняют окружение.

Стиль прерий распространился на среднем западе США в конце XIX - начале XX веков. Для стиля прерий характерны выраженные и подчеркнутые горизонтальные линии, плоские или шатровые кровли с широкими свесами, окна, объединенные в горизонтальные полосы, максимальная интеграция постройки в ландшафт. Название стиля происходит от длинных горизонтальных линий, вызывающих ассоциации с пейзажами прерий.

Для этого стиля также характерно минималистское украшение фасадов, центральное расположение каминной комнаты как символа семейного очага. Усложнение геометрии дома достигается с помощью остекленных галерей, балконов, парапетов и клумб. Граница между интерьером и террасой теряется. Места общего пользования имеют вид залов.

Готический стиль

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. Для неоготического архитектурного стиля характерны адаптированные готические элементы: стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башни с легкорамной конструкцией, внутренние колонны, высокие узкие окна с традиционными переплетами.

Европейский стиль

Один из наиболее популярных сегодня архитектурных стилей - европейский. Основанный на архитектурных традициях прошлого, консервативный, он хорошо гармонирует с природой.

Дома в европейском стиле отличаются правильными геометрическими формами, часто усложненными эркерами. При проектировании используют, как правило, форму квадрата или близкую к квадрату.

Цоколь обычно отделывают камнем или плиткой. Крышу выполняют двух- или четырехскатной. Традиционно в качестве кровельного покрытия использовалась красная натуральная черепица, которую сегодня вытесняет металлическая. Дверь оформляют в цвете, который контрастирует с цветом стен. Окна, как правило, небольшие, прямоугольной или арочной формы. При планировании внутреннего пространства большое внимание уделяется его эффективности, благодаря чему на относительно небольшой площади удается разместить все необходимое.

Итальянский стиль

Итальянский стиль в архитектуре формировался на протяжении столетий, что во многом определяет его поистине уникальный характер.

Итальянский стиль иногда называют неоренессансом. Зародился он в Англии в начале XIX века. Основателем считается английский архитектор Джон Нэш. Итальянский стиль сочетал архитектурные находки итальянских зодчих XVI века с элементами палладио и неоклассицизма.

Итальянский стиль в архитектуре - это выбор людей, ценящих качество, традиции и естественную красоту. Для этого направления в дизайне и архитектуре характерно использование природных материалов, традиции, уют и простота. Дерево и камень в итальянском стиле сочетается с элементами из кованого железа. Стены чаще всего покрывают декоративной штукатуркой и украшают лепным декором или мозаикой.

Для дома в итальянском стиле характерны почти плоские крыши с низкими скатами, едва различимыми с земли, кронштейны, поддерживающие карнизы крыши, башня или колокольня, бельведер.

Классический стиль

В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII — начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества. Архитектура классицизма характеризуется регулярностью планировки и четкостью формы, симметрично-осев ой композицией, сдержанностью декора.

Для коттеджей в классическом стиле характерно строгое соблюдение принципов пропорциональности и гармоничности. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осев ых планировочных систем.

В отделке применяется фасадная штукатурка, скатные черепичные крыши, мрамор и гипс - для колонн и балюстрад, железо и чугун - для решеток, балконов и оград.

Несмотря на преимущества ультрамодных архитектурных стилей, классические мотивы остаются по-прежнему популярными. Ведь приверженность классике - это признак основательности и тонкого вкуса хозяина дома.

Минимализм

Минимализм появляется в 60-х годах XX века в США. Главной идеей минимализма в архитектуре является желание оставить только самое необходимое, каждый элемент должен выполнять максимальное количество функций. Характерные черты минимализма: максимально возможная лаконичность, соблюдение композиции, использование натуральных материалов, максимальная функциональность и внимание к деталям, строгие линии и геометрия, единая цветовая гамма, внимание к световому оформлению, использование светлых тонов.

Большое внимание уделяется выбору материалов и их качеству. Приоритетными являются натуральные материалы, такие как камень, дерево, стекло или мрамор.

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, офисах, торговых центрах, так и в частных домах.

Минимализм идеален для любителей простоты, спокойствия и строгости. Минималистские помещения излучают спокойствие и тишину. Это «очищенный» стиль, но в свою очередь элегантный и новаторский по формам и отделке.

Модерн

Модерн родился на рубеже XX в. в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Для модерна характерны отказ от обязательных симметричных форм, силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, изгибающихся линиях формы растений. Фасады отличаются округлыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики. Особое внимание уделяется оформлению оконных проемов с витиеватым рисунком переплетов и витражей.

Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы. Интерьер образует ядро дома и определяет его внешний вид. В плане здания чаще всего тяготеют к квадрату, комнаты, группируются вокруг холла.

Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Модерн пропагандирует индивидуальность. Как и столетие назад, дом в этом стиле обеспечивает комфорт, уют и яркую, запоминающуюся архитектуру.

Немецкий стиль

Стиль, в основе которого лежит практичность, экономичность и рациональность. Это проявляется во всем - в планировке, оформлении, выборе материалов и особенностях конструкции. Форма домов тяготеет к квадрату.

Окна в традиционных немецких домах небольшие, прямоугольной или арочной формы, поделенные переплетом. Часто окна имеют ставни. Рамы обычно массивные. Двери делаются из дерева и окрашиваются в цвет, контрастирующий с цветом стены дома. Цокольная часть отделана облицовочной плиткой «под натуральный камень». Почти всегда есть эркеры или балкончики. Эркер часто является изюминкой дома. Крыша чаще двухскатная, но бывает и четырехскатной. Кровельное покрытие - битумная или металлочерепица, оттенков красного цвета. Особенности планировки сводятся к тому, чтобы сделать дом максимально экономичным и рациональным. Дома в немецком стиле чаще всего имеют один-два этажа плюс мансарда. С целью экономии пространства планировка устроена таким образом, чтобы в доме было минимум коридоров.

Норвежский стиль

Норвежский дом - это вариант дома в скандинавском стиле. Норвежский дом является продолжением исторического стиля «длинного дома викингов». Норвежские дома - это вытянутые пологие дома, чаще всего в один этаж, красного, коричневого или черного цвета с непременно натуральным материалом кровли. Визитная карточка норвежского дома - инверсионная зеленая кровля

Самые ранние настоящие рубленые дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубы были известны уже с VIII-IX вв. н.э. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возвращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений, таких как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.

Прованс

Прованс - это одна из исторических областей на юге Франции. Особенностями дома в стиле прованс считаются утонченность и своеобразная романтическая нежность внешнего экстерьера дома. Особое место принадлежит деталям. У такого дома практически нет цоколя и у такого дома естественно нет привычного для нас крыльца. Садовая дорожка просто упирается во входную дверь. Стены дома обязательно должны быть из кирпича или камня. Чаще всего стены покрыты штукатуркой светлых тонов. В некоторых местах штукатурка может обнажать кирпичную стену, и это придает дому своеобразную изюминку. На втором этаже могут быть расположены балконы с балюстрадами. Окна на первом этаже узкие и обязательно должны иметь жалюзи. На втором и третьем этаже окна делают побольше. Крыша многоскатная высокая, под черепицей. Украшением крыши служат многочисленные башни со слуховыми окнами. Для дома в стиле прованс важной деталью являются двери. Они должны быть массивными с коваными петлями и иметь смотровое окошко.

Традиционно к дому пристраиваются различные пристройки: летняя кухня, летний флигель или гараж.

Рококо

Рококо - от фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль). Архитектурный (декоративный) стиль рококо появился во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов.

Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают; видоизменяются установленные ордера; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами; фронтоны, представляют ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, скульптурными фигурами. В обрамлении окон, дверей, стен внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд и раковин.

Русская усадьба

Первые усадьбы появились в далеком прошлом. Москва когда-то тоже была всего лишь усадьбой. Резные фасады, классические формы, небольшие башенки, окна в узорах — деревянные русские усадьбы поражают своей красотой.

Искусная художественная резьба по дереву была характерным и самобытным украшением русских деревянных строений - и это одна из немногих традиций, сохранившихся в народе до сих пор. Резьба бывает рельефная и сквозная. Обязательно оформляли верх крыши - «конек», его часто делали в виде конской головы, навес крыльца, ставни и наличники окон. В декоре крыши преобладал звериный языческий стиль, идущий еще от кочевников-скифо в. Изображали символические животные-обереги, в том числе коней, птиц, петухов, и змей.

Понятие родового гнезда в русской усадьбе приобретает большую ценность. Русский стиль подчеркивает статус хозяина дома, который гордится своей историей и происхождением. Русская усадьба - это место проживания, а также возможность сохранить и передать потомкам свою историю, фамилию и традиции.

Северный модерн

В русской модернистской архитектуре особенно выделялось направление - северный модерн. Основное свое развитие стиль получил в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской архитектуры, а также финской архитектурной школы национального романтизма. Этому способствовали экономические и культурные связи с финским и шведским государствами, где национальный романтизм был главным течением в искусстве.

Характерными чертами северного модерна являются сочетание искусственных и естественных отделочных материалов, облицовка цоколя здания финским гранитом, покрытие верхних этажей отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. Форма зданий, построенных в стиле северного модерна, массивна и свободна от мелкого декора. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен, цвет минималистичен, цветовая гамма - по-северному сурова.

Скандинавский стиль

Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры.

Скандинавский дом - простой, но отнюдь не примитивный, компактный, но не дешевый. Он создан, чтобы защитить своих обитателей от неприятных климатических воздействий и обеспечить им максимальный комфорт.

Дома скандинавского стиля - это одно- и двухэтажные постройки, лаконичные и сдержанные. Традиционно дома изготавливали из дерева, которое тонировали или лакировали. Окна в домах скандинавского стиля довольно большие, иногда бывают панорамные. Акцент делается на деревянные массивные рамы. Цокольный этаж и подвал в домах скандинавского стиля отсутствуют. Крыша покрыта черепицей, металлом - крашеным или «натуральным» или различными полимерными материалами. Она может быть как скатной, так и ровной, но скатная встречается чаще. Перед входной дверью обычно сооружается крыльцо с деревянной лестницей и резными перилами, или терраса.

Современный стиль

Дом в современном стиле подразумевает открытость природе, большие пространства, панорамное остекление. В современном стиле часто объединяют помещениями - например, гостиную с каминным залом, кухню со столовой.

Кредо современной архитектуры заложено в самом названии — это то, что соответствовало бы сегодняшнему дню, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм.

Основные принципы современной архитектуры: использование самых новых строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических элементов в облике сооружений. В отделке фасадов могут применяться: фасадная штукатурка, облицовочный кирпич, дерево, камень, керамогранит. Как правило, владельцы домов в современном стиле - это активные, динамичные люди, много путешествующие и не понаслышке знакомые с разными культурами.

Средиземноморский (средиземный) стиль

Средиземноморье - это Греция, Испания, Италия, Франция, Турция, Египет, Марокко и другие страны, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного стиля, получившего название средиземноморский. В такой стилистике встречаются и миниатюрные домики с черепичными крышами, утопающими в пышной растительности, и роскошные белоснежные виллы на побережье.

Характеризуются такие здания оштукатуренными стенами, плоскими или низкими крытыми черепицей кровлями, использованием терракотовой плитки и камня в отделке. Стены могут быть украшены орнаментом. Балконы и окна отделаны коваными ограждениями. Вынос кровли довольно большой и оформлен карнизом. В зданиях обязательно есть большие балконы или просторные крытые террасы.

Характерная черта средиземноморско го дома - наличие внутреннего двора, уединенного патио, скрытого от посторонних глаз. Такой прием может быть очень актуальным для россиян, вынужденных ставить загородные дома чуть ли не вплотную друг к другу. Функциональный и практичный комфорт создается подручными средствами, не без изобретательности, приверженности традициям и любви к творчеству.

Средневековый

Замковая архитектура рождена романским стилем, главенствовавшим в Европе примерно с 1000 года н.э. и до возникновения готического искусства в ХIII веке. Самые ранние сооружения копировали римские военные лагеря. Строительство исполинских каменных сооружений началось с норманнов, а классические замки появились в XII веке.

Замковый тип загородного дома характеризуется крупными формами, массивными и высокими стенами, наличием балконов, эркеров, террас и башен, затейливой композицией в плане и фасаде. Для отделки фасада дома могут применяться облицовочный кирпич, камень, штукатурка. В домах такого стиля нет архитектурных излишеств, благородная простота создает ощущение монументальности и стабильности. Окна имеют форму арки, или прямоугольную форму, но с завершением интересной формы. Двери могут быть любой формы, имеют много декоративных элементов - козырек, обрамление из ковки или лепнины, витраж, мозаику. Фасады зачастую ассиметричные. Форма крыши в таких коттеджах всегда сложная, поскольку дом часто состоит из нескольких частей.

Фахверк

Фахверк - от немецкого Fachwerk, Fach - панель, секция, Werk - сооружение. Это одна из древнейших строительных конструкций, широко распространенных в Европе в период Средневековья. Такие дома строились в разных странах, но больше всего их в Германии, - порядка 2,5 млн.

Повсеместно фахверковые дома в Германии строили уже в XIIвеке. Расцвет фахверкового стиля пришелся на XVI век. На фахверки влияли модные архитектурные течения: готика, барокко, ренессанс.

У фахверковых домов жесткий деревянный каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между деревянными брусьями, называемое панелями, заполняли смесью глины с камышом. Затем панели штукатурили и красили в светлые тона, а сам каркас из темных балок оставался на виду. Именно он разделял фасад на отдельные ячейки различной формы и придавал дому то неповторимое своеобразие, которое и стало главной архитектурной особенностью стиля фахверк. Деревянные брусья конструкции фахверковых домов имеют много разных мотивов: кресты, фигуры, цветы, геометрические узоры.

Хай-тек

Хай-тек произошел от английского hi-tech, от high technology — высокие технологии. Это архитектурный и дизайнерский стиль конца XX - начала XXI века. Стиль пропагандирует эстетику материала. Основными чертами хай-тека являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, выступающие элементы конструкций, серебристо-металлический цвет, широкое применение стекла, пластика и металла. Хай-тек относится к ультрасовременны м стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. Используемые материалы - стекло, металл, натуральное дерево.

Стиль возник из архитектуры промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма.

Стиль хай-тек очень популярен сейчас среди людей, живущих в духе со временем и молодых душой.

Шале

Стиль шале зародился в Савойе, в провинции на юго-востоке Франции. Он вобрал в себя богатую историю альпийских гор и местные традиции. В переводе с французского «chalet» - шаль; тепло; и, собственно, швейцарский домик в горах. Изначально альпийское шале - это надежно построенное из массивного бруса жилище, защищающее пастухов от непогоды в горах.

Шале - это надежное и практичное жилье. Под шале понимают дом с покатой крышей, скаты которой сильно выступают над основными стенами. Такая конструкция кровли служила защитой дома и придомовой территории от снега и непогоды. Просторные террасы также появились из практических соображений. С их помощью существенно увеличивается полезная площадь дома. Открытая терраса - неотъемлемая часть шале, которая может не иметь ограждения и рассматриваться как часть придомовой территории.

Дома в стиле шале обычно выбирают люди, стремящиеся не только к созданию уютного дома, но также заботящиеся об экологичности своего жилища. Чувство единения с природой возникает у каждого, кто попадает в шале.

Шведский стиль

Шведский стиль - это вариация скандинавского подхода к архитектуре. Красно-белые коттеджи прекрасно вписываются как в зимний, так и в летний шведский пейзаж и являются достопримечательностью этой страны. Традиционный шведский коттедж - это простой домик, обшитый деревянными панелями и покрашенный в красный цвет, углы, окна и двери дома обычно белые. Шведское жилище во все времена было в основном деревянным (либо фахверховым в областях бедных лесом). В усадебный комплекс входят жилой дом и хозяйственные постройки, объединенные вокруг двора. Шведская архитектура отличается строгой простотой и скупым декором.

Функциональность и простота, приверженность к натуральным материалам, сдержанные цветовые сочетания свойственны шведскому стилю также как и скандинавской архитектуре в целом. Деревянные дома из светлых пород дерева с широкими оконными проемами выглядят естественным дополнением пейзажей Швеции и не только.

Голландский стиль

Голландский стиль загородного дома - вариация колониального дизайна, которая предлагает за главным фасадом простую планировку. Во внешнем облике таких зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Для дома в голландским стиле характерны большая острая двускатная крыша с вальмами, простые окна, несимметричность фасада. Традиционно цоколь дома отделывается камнем, а фасады выполняются в штукатурке светлых тонов. Дом имеет симметричную планировку. Центральный вход приводит в прихожую, вокруг которой расположены комнаты. Жизненный уклад усердных, аккуратных, трудолюбивых голландцев нашел отражение в интерьере голландского дома, демонстрирующего благополучие, скромность и удобство. Голландские загородные дома выглядят солидно, но в то же время уютно. Подходят для семей, ищущих спокойствие и уют за скромным фасадом.

Романский стиль

Романский стиль в средневековой Европе предшествовал готике. Сам термин появился в XII веке, когда историки установили, что европейские архитекторы широко использовали многие элементы древнеримского стиля. Основными объектами зодчих были монастыри и замки, больше напоминающие крепости. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчатыми фризами. Основными признаками стиля являются циркульные или полуциркульные арки, каменные своды. Облицовка фасада выполняется из кирпича, обилие кирпичного декора фронтонов, фризов, окон и дверей. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица. Романские постройки вписываются в пейзаж, их компактные формы и ясные силуэты повторяют естественный рельеф.

Чешский стиль

Чехия является одной из самых культурных и красивых стран не только Европы, но и мира. Культурное наследия Чехии настолько обширно, что порой бывает очень сложно просто описать те места, где вы были, самый большой вклад в культурное наследие вносит все же чешская архитектура. Архитектура этой страны создавалась веками. Чешский стиль коттеджей имеет общие черты с европейским и немецким стилями. Для дома в чешском стиле характерны правильные геометрические формы, высокие многоскатные крыши, покрытые черепицей, иногда соломой, цоколь выполняют из природного камня, часто применяют арочные окна и двери. Приземистый дом в чешском стиле отлично впишется в ландшафт и не будет выделяться в пейзаже.

Частенько встречаем у заказчиков заблуждения о составе Архитектурного рабочего проекта (его называют АР). У многих это общие представления о его составе, у некоторых мнение, что это архитектурный раздел проекта это всего лишь «планы, фасады, разрезы…», встречаются и такие которые считают его ненужной тратой времени и денег.

Наше мнение, что это не совсем так, вернее это совсем не так:). это неотъемлемая, важная и полноценная часть всего проекта, в большинстве случаев конструктивный раздел (КР) тесно связан с АР и большая часть листов раздела КР ссылается именно на архитектурный раздел. Они дополняют, уточняют друг друга и лишь оба комплекта АР и КР можно назвать полноценным рабочим проектом для строительства частного дома. Сегодня мы хотим на конкретном примере показать, что должен содержать подробный архитектурный рабочий проект для строительства частного дома . И как пример мы возьмем наш проект который был разработан этой весной и на данный момент реализовывается. Цена архитектурного проекта частного дома зависит от площади дома, от сложности технического задания и необходимых сроков разработки проекта — предварительно ознакомится .

Должны сказать, что данный проект не эталонный и сложно сказать, что количество и состав чертежей в проектах АР может быть типовым, так как каждый проект имеет свои нюансы и свои особенности, в зависимости от этого он может быть дополнен разного рода схемами и чертежами.

  1. Титульный лист проекта.

    На нем дается краткое описание проекта

  2. Визуализация проекта.

    3Д ренедеры которые дают понимание внешнего вида дома

  3. Общие данные.

    Это таблица в которой перечислены все чертежи в составе проекта, даны общие указания и еще пара ведомостей.

  4. Общие указания по ведению кладки

    На этом листе архитектор описывает из какие материалов будет строиться дом, каким образом ведется кладка стен и на какие нюансы следует обратить заказчику особое внимание.

  5. Схема инсоляции

    Схема показывающая какие образом и как долго будет освещена та или иная сторона дома.

  6. Генеральный план или схема планировочной организации рельефа.

    Один из важнейших чертежей проекта. Дает понимание как привязан дом к границам участка в соответствии нормативам и как будет организован рельеф после строительства. Этот же чертеж входит в состав строительного паспорта для получения разрешения на строительства. В частности, в этом проекте мы имели дело со сложным рельефом на склоне и проработали 3Д вид рельефа, чтобы строителям было нагляднее

  7. Кладочные планы этажей.

    Этой частью проекта на стройке пользуются почти все строители, но больше всего времени он принадлежит каменщикам, которые ведут кладку стен, перегородок, дымоходов и каналов. Здесь обозначены все размеры, простенки, привязаны окна и двери, даны примечания и условные обозначения.

  8. Маркировочные планы этажей.

    Этот чертеж схож с кладочным планом, но именно на маркировочном плане обозначены и замаркированны оконные и дверные проемы, типы полов, даны площади помещений и таблица-ведомость помещений.

  9. План кровли.

    Чертеж показывает габаритные размеры кровли, привязку к осям. Дает понимание основных высотных отметок характерных частей крыши: коньки, ендовы, свесы, фронтоны и т.д. Иногда наша проектная группа включает в этот лист 3Д схему с отметками и уклонами кровли, чтобы заказчики и строители проще уловили суть.

  10. Фасады дома.

    Ну тут все и без объяснений ясно. Это лицо дома, на чертеже фасада, видны все уровни и отметки, каменщик всегда работает с кладочным планом и фасадом. Именно так достигается полное понимание какой простенок где начинается и до какой отметки ведется кладка.

  11. Обычно их не менее трех-четырех и они также уточняют понимания общей картины внутри дома.

  12. Детали стен или сечения по стенам.

    По сути это разрезы только в большем масштабе и их намного больше чем 2-3. Так как масштаб таких сечения обычно 1:20, 1:30 то тут можно увидеть «порядовку» каменной кладки — то есть высоту ряда с растворным швом и понять какое количество рядов кладки будет, например, под окном и над окном. Тут же дана информация как армируется кладка, как устраиваются декоративные элементы и т.д.

  13. Вентиляционные каналы и дымоходы.

  14. Экспликация стен и ведомость расхода материалов.

    Спецификация расхода материалов дает заказчику понимание какие стеновые материалы ему необходимо закупить и в каком количестве. Это, кстати, один из наиболее задаваемых заказчиками вопросов 🙂

  15. Схема оконных блоков и дверей.

    Представлены схемы окон и дверей. Дана информация о количестве и размерах окон и дверей на этаж и общее количество для всего дома.

  16. Схематически представлены полы дома, их состав и площадь.

Этим постом наша проектная группа хочет дать понимание для заказчиков которые еще не столкнулись со стройкой и не знают какую информацию они должны получить . Также хотелось бы оградить наших будущих заказчиков от нечестных и некомпетентных проектировщиков. Зная, какой объем информации вы получите заказав архитектурный проект, вас будет сложнее обмануть. Требуйте от архитекторов и дизайнеров, чтобы АР давал ответы на все вопросы по стройке, а не был чем-то вроде «планчики и фасады с разрезами» 🙂 Или просто обращайтесь к нам- мы любим сложные и интересные задачи!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.