Составление синквейна на тему семья. Наши разработки. Что такое синквейн

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Перед педагогами дошкольниками встаёт много вопросов:

Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу;

Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;

Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;

Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.

Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

Изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

Отрабатываются знания о частях речи;

Знания о предложении;

Умение соблюдать интонацию;

Расставлять знаки препинания,

Значительно активизируется словарный запас ребёнка;

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомню, что синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Осень

Серая, холодная

Дождит, шумит, прячет.

Люди смотрят в окна.

Грусть, тоска, сырость!

Душистая, чудесная.

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, новый год, детство.

Кукла

Красивая, любимая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Машина

Быстрая, мощная.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

Дождь

Мокрый, холодный.

Капает, стучит, льётся

Я не люблю дождь

Заяц

Белый, пушистый.

Скачет, прячется, боится

Я жалею зайца.

Дикие животные.

Наша группа

Весёлая, дружная.

Учимся, играем, танцуем.

Наш любимый детский сад.

Мы - дружные ребята!

Котёнок

Чёрненький, пушистенький.

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное.

Большой, красивый.

Защищает, греет.

Нужен всем людям

Арбуз

Круглый, вкусный.

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Дети

Любимые, ласковые.

Играют, радуют, умиляют

Дети - цветы жизни

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

Семья

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе - и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Предложить детям найти различное и общее в строках, обратить внимание не только на содержание, а и на построение стихов, пересчитать количество строк и слов в каждой строке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

Работу по составлению синквейна можно проводить как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов, они соответствуют перспективному плану проведения занятий.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Практика доказывает, что сочинение синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

Слова-признаки (прилагательные)

Слова-действия (глаголы)

Слова-предметы (существительные)

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Дошкольное образование

Выводы о синквейне:

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе в той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей и служит средством оптимизации учебного процесса.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», - писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

В чём же его эффективность и значимость?

Его простота. Синквейн могут составить все.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Марина Головкина
Семинар для родителей «Синквейн - новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Тема : «Синквейн – новая форма работы с детьми по развитию связной речи

Форма проведения : семинар- практикум

Аудитория : родители воспитанников старшей группы.

Количество участников : до 15 человек родители , воспитатель, учитель-логопед.

Задачи :

Повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи дошкольников .

Познакомить родителей с новой формой работы по развитию связной речи с детьми – синквейном .

Упражнять родителей синквейн на тему «Моя семья» .

Вовлечь родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка» .

Ожидаемые результаты :

У родителей сформированы представления о развитии связной речи дошкольников 5-6 летнего возраста,

- родители научились самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн ,

-родители вовлечены в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка» .

Предварительная работа .

Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

Подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей .

- Разработка памятки «» .

Информационно - техническое обеспечение :

Раздаточный материал для родителей :

дошкольников»,

Видео сюжет составления синквейна детьми .

- Материалы и оборудование :

Ноутбук, проектор, экран. Карандаши, листочки, магнитная доска, магниты.

Альбомы синквейнов . Игры и упражнения по развитию связной речи . Клубочек.

Логика проведения :

1. Приветствие родителей .

Игра «Паутинка» .

Цель : эмоциональное сближение родителей , снятие напряжения, скованности.

Родители сидят на стульчиках по кругу. Родитель , поймавший клубочек, называет свое имя и любимое занятие (хобби) .

2. «Мозговой штурм»

Цель : выявить уровень знаний родителей о развитии связной речи детей 5-6 лет . Сформировать каждому родителю для себя цель семинара-практикума , используя слова «узнать, научиться» .

Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно , тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома». Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя , используя слова «узнать - научиться» , но после небольшого «мозгового штурма» .

1. Что такое связная речь ?

2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь ?

4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь ?

Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме . Постараемся их достичь!

3. Мини-лекция «Что такое связная речь , ее виды. Синквейн – новая форма работы с детьми по связной речи ».

Воспитатель : Развитие связной речи у дошкольников .

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания (т. е. высказывания, состоящие из нескольких фраз, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.

Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью . Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала .

Если у ребенка мал словарный запас, если речь его аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать» , то уже на самых первых этапах школьного обучения он окажется в сложном положении, одни образовавшиеся пробелы будут вызывать появление других, в итоге же за все годы школьного обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.

Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь .

Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью . Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.

Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений,

он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом.

Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала от этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.

Виды рассказывания.

При повествовательном рассказывании о событии программа высказывания выражается при помощи глаголов, этого основного «двигателя» сюжета : играли – упал – поплыла – принесла. Если бы не это «движение» , то и рассказывать было бы не о чем. В этой связи хочется еще раз напомнить родителям о необходимости обогащать речь ребенка глаголами.

Приступая к систематической работе по развитию у ребенка связной речи , нужно прежде всего постараться заинтересовать его ею, вызвать желание что-то рассказать.

Можно предложить красивую яркую картинку, совместно ее рассмотреть и предложить ответить на вопросы по ее содержанию. После того, как ребенок ответит на все эти вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем том, что он видит на этой картинке.

Можно предложить ребенку пересказать прочитанную взрослыми сказки или рассказа.

Можно предложить самостоятельно завершить недочитанного взрослым рассказа, прерванного на самом интересном месте. Можно предложить ребенку рассказать о событиях прошедшего дня, пересказать просмотренный мультфильм (по наводящим вопросам) .

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей, к прослеживанию определенной связи между ними . Помните, что свободное владение связной речью еще до начала школьного обучения является надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи .

Учитель-логопед. Синквейн – это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения , состоящего из пяти нерифмованных строк. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие : “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

Предъявляется модель - предмет

Рисунок 1

Кто это? - Ежик : “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

Предъявляется модель - признак предмета

Рисунок 2

Ежик какой?

Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

- “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

Предъявляется модель-действие предмета

Рисунок 3

Ежик что делает?

Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.

2. Два прилагательных по теме.

3. Три глагола по теме.

4. Предложение по теме.

5. Ассоциация по теме : одно слово-предмет

Функции синквейна .

1). Способствует речевому развитию :

Уточнение, активизация словаря детей.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы

2). Развивает психические процессы :

Внимание

Мышление

Воображение

3). Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4). Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5). Содержит игровой момент.

6). Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Вниманию родителей предлагается небольшой видео материал о составлении детьми рассказа о профессиях детского сада по методу синквейн .

4. Игровой практикум.

Цель : упражнять родителей в умении самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн на тему «Моя семья» .

Родители составляют и зарисовывают и рассказывают синквейны на тему : «Моя семья»

5. Дискуссия с родителями .

«Нужно ли развивать связную речь

Цель : Актуализировать знания родителей о значении речевого развития детей и о новых формах работы в этом направлении .

6. Рефлексия.

Игра «Прямой эфир»

Цель : конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей ,

полученные в результате проведения семинара - практикума .

Мы предлагаем Вам ответить на вопросы нашего журналиста.

Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Будете ли ипользовать полученные знания дома с детьми . Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара ?

7.«Творческий конкурс!» Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми принять участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка» . Время создания альбома – 2 недели.

Цель :

вовлечение родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, применение приобретенных знаний на практике.

По окончании семинара вниманию родителей

предлагается :

Подборка методической литературы по данной теме,

Игры и упражнения на развитие связной речи ,

Копилка синквейнов : по стихам, мультфильмам, прочитанным рассказам, а так же о семье, профессиях и т. д.

Родителям выдается :

Памятка «Развитие связной речи детей 5-6 лет » .

«Семья 6 класс» - Двухпоколенной Малодетной Неполной. Права и обязанности супругов. Семья. Повторяем: Социальное неравенство характеризует неравный доступ членов общества к социальным благам. Совместное ведение домашнего хозяйства, планирование бюджета; Забота о малолетних и престарелых. Удовлетворяет потребности в любви, духовном общении, организации досуга.

«Семья» - В семейном кругу. Выступаю. Фото бабушки и дедушки. Фото занятия в музыкальной школе. Бабушка. День знаний. Фотографии детей и родителей 1 сентября. Сестра. Всероссийский урок чтения. Фото с экскурсии. Выступление на школьной линейке. Мама. Мы умеем отдыхать! Дедушка. Смена слайдов по щелчку мыши. Экскурсия в город Вольск.

«Урок Семья» - Аннотация. План проведения занятий с использованием проектного метода. Какие права мы имеем в семье? Разработанный учебно -методический проект рекомендуется использовать в 3 классе на уроке народоведение. Вопросы. Основополагающий вопрос: Зачем человеку нужна семья? Каковы наши обязанности в семье? Компоненты учебно-методического пакета.

«Отношения в семье» - Любите людей! С.Соловейчик. Читайте вместе с ребёнком! Незавершённый тезис. Неужели тебе трудно запомнить, что… В.Боков. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Ты у меня самый… Читайте всей семьёй! Я помню нежность маминых прикосновений, Наш в добрый мир открытый дом.

«Взаимодействие семьи и школы» - Категории населения, на которые ориентирован проект. Формирование партнерского взаимодействия школы и семьи. Объединение усилий семьи и школы в решении проблем ребенка. Задачи проекта. Основополагающие принципы. Создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи. Семья не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности.

«Семья как малая группа» - Забота. Конфликт. Для чего создают семью? Потомство. Сочинение «Моя семья». Общие ценности, интересы. Поддержка. Понимание. Сотрудничество. Развитие. Проблема «отцов» и «детей». Любовь. Семья как малая группа. Условия для создания семьи: Общество. Что объединяет семью? Если совпадают. Если не совпадают.

Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованногго стихотворения - СИНКВЕЙНА. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

В чем же эффективность и значимость синквейна?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память... Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна - добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

"Значение слова есть феномен мышления", - писал известный советский психолог Л.С.Выготский в работе "Мышление и речь"

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Давайте вместе составим синквейн "Семья":

Семья

Какая она? (крепкая, дружная)

Что она делает? (заботится, гордится, любит...)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе - и душа на месте. Я люблю свою семью....)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Крепость!...)

Примеры:

Дождь 1.Кукла

Мокрый, холодный 2.Красивая. любимая

Капает, стучит, льется 3.Стоит, сидит, улыбается

Я не люблю дождь 4.Моя кукла самая красивая

Вода 5.Игрушка

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, но нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна. Так как работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. м

Ожно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Советы педагогам:

Начиная учить детей составлять синквейны, предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (Семья, детский сад...)

Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой НОД дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи.

Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн для воспитателя ДОУ - это

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации

Средство творческого самовыражения ребенка

Способ обогащения словарного запаса

Подготовка к краткому персказу

Просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый ребенок-дошкольник может почувствовать себя гением-творцом

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.