Формы взаимодействия людей кооперация конкуренция конфликт. Кооперация,конкуренция, конфликт. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль

  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.

    Социальное взаимодействие - любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

    Типы социального действия по М. Веберу

    Ученый выделяет четыре вида социального действия:

    целерациональное - использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;

    ценностно-рациональное - понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

    аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;

    традиционное - основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

    19.Кооперация,конкуренция, конфликт.

    Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

    Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

    Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

    Кооперация - объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.

    Конкуренция - это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

    Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

    Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

    Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов - в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.

    Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.

    Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

    Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

    Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

    Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

    В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

    Конфликт - это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

    Конфликт имеет общие стадии протекания:

    стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

    стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

    стадию конфликтных действий;

    стадию снятия или разрешения конфликта.

    Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.

    Второй элемент конфликта - это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.

    И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.

    В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.


    Посвящена вопросам перехода от монополии в электроэнергетике к конкуренции: причины и предпосылки дерегулирования, структура и механизмы различных моделей оптовых рынков, контракты и управление рисками, вопросы ценообразования и обеспечения рыночного равновесия, методы биржевой торговли электроэнергией, вопросы розничного рынка электроэнергии. В книге также даны общие сведения об энергосистемах, об экономике товарных рынков и приведено описание наиболее известных дерегулированных рынков электроэнергии за рубежом. Книга может быть полезна как специалистам, занимающимся вопросами организации, управления и регулирования рынков электроэнергии, так и собственно участникам рынка (производителям, потребителям, торговцам). Книга может быть полезна также при подготовке специалистов соответствующих профилей.

    Глубокое проникновение в процесс ценообразования на рыках валют, страхования валютного риска и извлечения прибыли (валютных сюрпризов) из валютообменных операций (на рынке FOREX) невозможны без знания механизмов, применения методов и использования техник, излагаемых в настоящей книге. Читатель узнает о тайнах валютного механизма, о выражении стоимости одной денежной единицы в других денежных единицах и о том, как хеджировать возникающие при такой деятельности риски, получит последовательное и полное представление о наиболее искушенных стратегиях валютного дилинга, о валютном оверлее в его пассивной и активной формах, и научится использовать эти техники для своей пользы. Эта книга нацелена на широкую аудиторию. Ее читателями будут менеджеры по оверлею валюты, представители более широкой индустрии управления капиталовложениями, инвестиционные консультанты и актуарии, более грамотные с инвестиционной точки зрения менеджеры пенсионных фондов, отделы по управлению...

    Руководство крупнейшей в мире сети розничных магазинов Wal-Mart открыто заявляет о планах вхождения на восточноевропейский рынок и активно регистрирует свои торговые марки в России. Опережая в рейтингах журнала Forbs нефтяные компании и другие высокодоходные бизнесы, Wal-Mart стал эталоном в торговой отрасли. Опыт данной компании изучают во всём мире, как поставщики, так и руководители розничных магазинов. Каким образом Wal-Mart удалось дотичь внушительных успехов за короткий промежуток времени? Что необходимо знать о ведущем на мировом рынке ретейлере его конкурентам, чтобы сохранить свою конкурентоспособность? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти на страницах нового издания. За время работы под началом Сэма Уолтона, автор книги внимательно изучил манеру управления ведещего руководителя компании и членов его команды. Изучив Wal-Mart изнутри, Майкл Бергдал представил независимый и беспристрастный взгляд на стратегию и концепцию развития компании.

    Настоящее учебное пособие является первым изданием, построенным на принципе соответствия таможенного оформления и определения таможенной стоимости методам ВТО и нормам и правилам ГАТТ. Подробно рассматриваются понятия стоимости товара и цены внешнеторговой сделки, таможенной стоимости, ее структуры, технологии формирования. Впервые в учебной литературе особое внимание уделено организационно-экономическим аспектам подготовки внешнеторговой сделки, принципам установления цены на товар в зарубежных фирмах-производителях. Приводятся практические рекомендации по расчету цены товара, участвующего во внешнеторговой сделке, и по подготовке необходимых документов. В конце пособия дается дидактический практикум по определению таможенной стоимости и таможенному оформлению товаров. Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей вузов; руководителей и специалистов предприятий участников ВЭД, руководителей и сотрудников таможенных органов.

    В данном пособии изложены сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Освещены вопросы составления сметной документации, определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок. Основные положения работы использовались при выполнении научно-исследовательской работы по договору с Госстроем России, результатом которой явился МДС 81-35.2004 "Методика определения сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации". Предназначено для студентов строительных и экономических специальностей, а также административно-управленческого персонала и инженерно-технических работников строительных организаций.

    Эта книга представляет собой первое в отечественной литературе комплексное исследование вопросов структурирования и ценообразования размещений российских компаний на международном рынке акционерного капитала. Какая структура размещения является оптимальной? На каком уровне установить ценовой диапазон и цену размещения? Какая динамика котировок после размещения является нормой? Эта книга предоставляет читателю уникальную возможность получить непредвзятые ответы на вышеперечисленные, а также многие другие важные вопросы. Ее автор, представитель инвестиционно-банковской индустрии, провел критический анализ огромного массива информации (в том числе закрытой), результаты которого теперь доступна широкому кругу читателей. Для владельцев и руководителей компаний, финансовых и юридических консультантов, всех, кто интересуется размещениями на рынке акционерного капитала.

    Пошаговый самоучитель на простых примерах поможет изучить приемы и методы работы с программой "1С:Управление торговлей 8.2", научиться решать вопросы ценообразования и маркетинга, вести учет оптовой и розничной торговли, складской учет, планировать и учитывать финансы компании, а также формировать отчетность. Издание будет исключительно полезно владельцам и специалистам торговых предприятий (менеджерам, бухгалтерам), внедряющим и осваивающим новейшую версию программы 1С 8.2.

    Анализируются нетрадиционные способы управления потребительскими предпочтениями (эпатаж, интрига, событийные акции и др.) в аспекте "физиологических" механизмов; приводится множество нестандартных креативных решений в области создания ажиотажа. Для студентов, преподавателей экономических вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами маркетинга.

    Традиционное управление проектами концентрируется на своих проблемах и не может реагировать на постоянные быстрые изменения в современном бизнесе. Книга ориентирована на будущее. Все заинтересованные стороны на равных участвуют в управлении проектом от начала и до конца. Автор описывает гибкий непрерывный процесс управления, охватывающий разработку проекта, и его поддержку. Роб Томсетт, один из крупнейших в мире консультантов в области управления проектами, предлагает пошаговые методы управления проектами: В книге вы найдете: - Приоритеты управления проектом: люди, взаимоотношения, накладные расходы; - 11 абсолютно новых правил, гарантирующих выживание менеджера проекта; - Новейшие инструменты экстремального управления проектами; - "Открытое планирование" и превалирующая роль партнеров - залог успешного управления проектами; - Новые метрики экстремального управления проектами и методы контроля; - Чудовищные технические подробности больше не нужны...

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Задание 1 . Определите следующие понятия

    Социальный процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

    Кооперация - одна из форм организации труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе.

    Конкуренция - попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

    Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

    Социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

    Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

    Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

    Инцидент - причина столкновения интересов.

    Эскалация конфликта - постепенное увеличение, усиление конфликта. Распространение, обострение.

    Управление конфликтом - целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

    Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению.

    Задание 2 . Выполнит е следующие контрольные задания

    1. Перечислите формы кооперации, в которых Вы могли бы участвовать на различных этапах Вашей жизни.

    Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

    Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

    Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

    Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.

    Как пример форм кооперации, в которых я участвую, можно считать работу в коллективе, создание семьи, отдых с друзьями, участие в совместных покупках через интернет-магазины.

    2. Перечислите виды социальных процессов, участниками которых Вы являетесь в настоящее время.

    Рассматривая основные социальные процессы, я могу выделить четыре процесса, участником которых я являюсь. Кооперация - в данном процессе я участвую непосредственно во всех сферах своей жизни: работа, семья, досуг, обучение. Конкуренция - организация в которой я работаю конкурирует с другими организациями нашей сферы деятельности, а так как заработная плата складывается от дохода предприятия, соответственно привлечение и удержание клиентов - тот самый процесс в который я вовлечена. Конфликт - борьба с соседями за место на парковке возле дома. Адаптация - в силу своей должности, занимаюсь адаптацией нового сотрудника в моем отделе.

    3. Покажите, какими результатами может характеризоваться Ваша кооперация в образовательной деятельности.

    В моем рабочем коллективе сложилась группа из 5-6 человек, которые помогают друг другу в подготовке к годовой аттестации, мы все делаем сообща и если у кого то что то не получается, то обязательно поддержим и поможем. Благодаря этому у нас наблюдаются положительные результаты.

    4. Объясните, к каким результатам может привести конкуренция с Вашим участием в сфере Вашей производственной деятельности.

    Каждый год на филиал выставляются требования по уровню работы (количество новых договоров, снижение дебиторской задолженности, количество заявок на ремонт). Филиал в свою очередь делится на отделы по районам города. В моей работе заработная плата зависит напрямую от качества моей работы. На данный момент отдел, которым я руковожу, занимает лидирующую позицию по всем показателям среди отделов филиала. Следовательно, я получаю наибольшую премию и устную похвалу со стороны руководства. А, как известно, финансовое вознаграждение является лучшим стимулом хорошей работы.

    5. Перечислите примеры социальной адаптации в течении Вашей жизни.

    Легкость адаптации в любом новом коллективе всегда зависит от самого человека, его характера и темперамента. В своей жизни, как и любой человек, я прошла «стандартные» для большинства социальные группы, такие как детский сад, школа, группа в университете, первый и последующие рабочие коллективы. В силу моего характера, на первых порах в некоторых коллективах возникали трудности, но через короткое время они заканчивались, в разных местах по-разному - в силу возраста и размера коллектива.

    6. Приведите пример ассимиляционных процессов на территории Вашего проживания, назовите их субъектов и результаты.

    У нас на глазах происходит процесс «Американизации», т.е. с запада к нам приходят различные веяния моды, манер поведения и различных ценностей, до этого не присущих народу с нашим менталитетом. Запад нам диктует то, как мы должны одеваться, выглядеть, что должны покупать и чем пользоваться, чем интересоваться и заниматься. Тем самым происходит смешивание культур, что-то остается от нас, что-то добавляется из культур других стран.

    7. Укажите наиболее возможные причины межличностных конфликтов в Вашей семейной группе.

    Наиболее очевидными причинами межличностных конфликтов в моей семейной группе являются недопонимание друг друга в силу разницы возраста («проблема отцов и детей»), также нередко возникают конфликты с супругом в силу разности темпераментов, и редко причиной являются финансовые споры, основанные на эгоизме некоторых членов моей семейной группы.

    8. Покажите признаки инцидента в какой-либо известной Вам группе.

    Инцидент, может произойти из-за недопонимания, слухов, лжи. Предпосылками этому становятся, агрессивное поведение, ущемление интересов противника, при этом противник осознает, что происходит уже угроза его собственным интересам, поэтому одна из сторон анализирует ситуацию и предпринимает активные действия и получает в ответ реакцию.

    9. Назовите причины межэтнических конфликтов на территории Вашего проживания и назовите субъектов этих конфликтов.

    Последнее время людей из ближнего зарубежья и стран бывшего СНГ, стало намного больше в нашей стране. Благодаря эмигрантам из ближних стран, повышается уровень безработицы коренного расселения, ведь им не важно, какая работа, как и во сколько она оценивается, главное чтоб была. Не имея официальных документов, прописки, они вынуждены идти на улицы грабить и обманывать мирных граждан. Они заняли место «под солнцем» - торговлю. Ведь благодаря этому они зарабатывают больше и могут позволить в нашей же стране то, чего не могут позволить себе большинство коренного населения, например покупка автомобиля либо открытие своего бизнеса без каких либо кредитов или больших долгов. И уже от безысходности некоторым коренным жителям приходиться идти работать на иностранцев, на рынок либо в магазин, низкую зарплату.

    10. Перечислите известные Вам способы разрешения конфликтов в организации.

    Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

    Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

    Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

    Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

    Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

    Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт, Применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

    социальный кооперация конкуренция адаптация

    С писок использованной литературы

    1. Сафонова Е.А. Социология: Конспект лекций / Е.А. Сафонова, Д.С. Голосманов: Сибирский государственный индустриальный университет.- Новокузнецк: Издательский центр СибГИУ, 2010. - 115 с.

    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

    3. http://read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-08.htm

    4. http://psyznaiyka.net/conf-rechenie.html?id=9

    5. http://psyznaiyka.net/conf-rechenie.html?id=11

    6. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/razreshenie-konfliktov.html

    7. http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие и стадии социальной адаптации, её уровни и виды. Характеристика половозрастной социальной адаптации. Типология механизмов социальной адаптации личности. Специфические моменты технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

      курсовая работа , добавлен 12.11.2014

      Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

      реферат , добавлен 05.04.2011

      Анализ зарубежной и отечественной литературы, касающейся проблем социальной адаптации личности. Сущность и содержание концепций Э. Тоффлера, У. Томаса, Ф. Знанецкого. Изучение процессов социальной адаптации в работах русских социологов XIX-XХ вв.

      курсовая работа , добавлен 09.06.2013

      Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

      курсовая работа , добавлен 06.09.2012

      Проблема толерантности в сфере межэтнических взаимодействий, роль в ее формировании средств массовой информации. Негативные последствия межэтнических конфликтов, интолерантности и ксенофобии для России. Особенности этнических стереотипов молодежи.

      контрольная работа , добавлен 26.11.2009

      Сущность социальной адаптации первокурсников. Типология социальной адаптации в социологической науке. Основные проблемы социальной адаптации. Особенности адаптации студентов при поступлении в ВУЗ. Студенческий совет как средство адаптации первокурсников.

      курсовая работа , добавлен 18.03.2012

      Рассмотрение дефиниции и сущности современных межэтнических конфликтов. Описание сторон и участников конфликта. Изучение особенностей межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их основных видов, динамики, путей разрешения и предотвращения.

      реферат , добавлен 16.02.2015

      Сущность социальных процессов и их типология. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Проблема наркотизма и пьянства. Социальные процессы в России. Гражданское общество и его альтернативы в российской политике.

      реферат , добавлен 16.02.2015

      Понятие "социальных обручей". Исследование содержания процессов дезинтеграции - маргинализации, социальной аномии, социальной мобильности, их роль, взаимосвязь и последствия в диалектике социальной структуры общества. Международная и внутренняя миграции.

      контрольная работа , добавлен 20.07.2014

      Особенности процесса активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью социальных средств. Правовые акты социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Примеры жизни и деятельности известных личностей науки и искусства.

    Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения

    • Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия
    • Структура конфликтной ситуации
    • Виды конфликтов

    Практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
    Кооперация , или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

    • разделение единого процесса деятельности между участниками;
    • изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, на общепсихологическом языке это означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

    Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
    Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции , то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и т.д.
    Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах:

    • с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например осознании конфликта его участниками);
    • с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

    Кооперация и конкуренция?

    В современной глобальной экономике невозможно придавать значимость только конкуренции как главенствующему способу взаимоотношений между странами. Конкуренция и кооперация, сотрудничество и соперничество - это две стороны одной медали, поэтому если в какой-то области экономические субъекты конкурируют друг с другом, то найдется область, где они могут выступить в роли союзников. Без кооперации невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более. Долговременный успех страны обеспечивается сочетанием внутренней целостности и гармоничности взаимоотношений с внешней средой. Та страна является более конкурентоспособной, которая способна создавать ценности совместно с основными группами своих стейкхолдеров.

    Рассмотрим основные теории, исследующие возможности кооперации для повышения конкурентоспособности.

    В теории предпринимательских экосистем профессора Гарвардского университета Дж.Ф. Мура вводится понятие «коэволюции», означающее сочетание влияния на фирму внешней среды конкуренции и эволюции среды бизнеса. Дж.Ф. Мур соглашается с тем, что в современной экономике побеждают тс, кто быстрее конкурентов создаст инновационные товары и предлагает инновационные услуги. Но он указывает на важное обстоятельство, имеющее значение для того, чтобы инновационный продукт способствовал получению прибыли:

    «Для осуществления любой... инновации необходимы партнеры- потребители и партнеры-поставщики. И чем радикальнее инновация, тем больше, глубже и шире должны быть задействованы другие игроки, особенно потребители. Награда за умение управлять - это весьма широкое сообщество или сеть организаций, в которых все игроки имеют общее видение того, как осуществлять инновацию. Большим препятствием распространению реализованной инновации является не недостаток хороших идей, технологий или капитала, а неспособность управлять сотрудничеством в широких масштабах, неумение дирижировать разнообразными группами игроков, которые должны стать неотъемлемыми элементами далеко идущего процесса».

    Согласно Дж.Ф. Муру, отсутствие мощной поддержки для инновационного продукта гарантирует его неуспех. 11оддержка может создаться только за счет кооперации с другими участниками рынка. Старый тип конкуренции «мой продукт против вашего» уже не современен и, более того, неэффективен, потому что не учитывает контекст экономического взаимодействия. Этот контекст имеет критически важное значение, поскольку даже превосходные предприятия могут быть разрушены под неблагоприятным воздействием внешней среды: «Хороший ресторан, расположенный в приходящем в упадок районе, вероятно, погибнет. Отличный поставщик, работающий на разваливающуюся сеть розничной торговли... должен подыскивать новых партнеров».

    Поэтому Дж.Ф. Мур предлагает не бороться за выживание, а совместно возделывать экологическую систему, в которой всем участникам будет комфортно существовать. Под экосистемой понимается все хозяйственное сообщество, с которыми предприятие взаимодействует: потребители, рыночные посредники, поставщики, само предприятие, собственники и другие заинтересованные лица, правительственные ведомства и регулирующие учреждения, ассоциации и организации, обеспечивающие соблюдение стандартов и представляющие потребителей и поставщиков и т.д. Дж.Ф. Мур указывает на то, что компания существует не сама но себе, а в экосистеме предпринимательства, что преуспевают такие компании, которые посредством проводимой ими стратегии формируют и реформируют эту экосистему. Вместо того чтобы концентрироваться на достижении победы в конкурентной борьбе, следует сосредоточиться на создании целостных новых экосистем, в которых именно основатели смогут диктовать свои условия.

    Другая теория, теория «соконкуренции» профессора Гарвардского университета А.М. Бранденбургера и профессора экономики Йельской школы менеджмента Б.Дж. Нейлбаффа, подчеркивает необходимость как конкуренции, так и сотрудничества в зависимости от конкретной ситуации. В то время как модель М. Портера «Пять сил конкуренции» применяется в основном для анализа конкуренции между различными типами игроков в отрасли, А. Бранденбургер и Б. Нейлбафф вводят в нее шестую силу, называемую сателлитами.

    В чем же заключаются особенности подхода А. Бранденбургера и Б. Нейлбаффа? По традиционному понятию, компания производит товар, используя материалы поставщиков, а затем конкурирует с другими производителями, чтобы привлечь потребителей. Ученые ввели в экономическую науку новое понятие - «компании-сателлиты». Это компании, предоставляющие дополняющие, а не конкурирующие товары и услуги.

    Предположим, компания (поставщик № 1) производит некую продукцию, которую наряду с продукцией другой компании (поставщик № 2) используют в своей деятельности «третьи» компании. Если деятельность поставщика № 2 снижает ценность товаров или услуг для конечного потребителя, то поставщик № 1 и поставщик № 2 становятся конкурентами. Но если поставщик № 2 ведет свои дела таким образом, что ценность продукции поставщика № 1 повышается, то поставщик № 2 выступает сателлитом поставщика № 1.

    Важно помнить, что потребитель, поставщик, конкурент, сателлит - это не более чем роли, которые играют компании, при этом одна и та же компания зачастую играет разные роли. В разных контекстах для разработки эффективной стратегии бизнеса компания должна понимать преимущества, которые будет иметь каждый из играющих эти четыре роли.

    Общность моделей Дж.Ф. Мура и концепции А.М. Бранденбургера - Б.Дж. Нейлбаффа заключается в том, что, в отличие от классического подхода М. Портера, они направлены не на разделение общего «пирога» между компаниями-конкурентами, а на совместное создание общей ценности - «большого пирога». Деление «пирога» - это игра с нулевым итогом, в которой все определяет относительная сила игроков. 13 этом случае компании находятся в отношениях противоборства со своими потребителями, поставщиками, сателлитами и конкурентами с тем, чтобы захватить части «пирога» (тип отношений «победа - поражение»). В то же время они работают со своими потребителями, поставщиками и сателлитами для того, чтобы создавать ценность (тип отношений «победа - победа»). Совместная работа над созданием ценности позволяет конкуренции выполнять не деструктивную, а конструктивную функцию.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.