Мольберт своими руками и его чертежи с размерами. Мольберт своими руками. Инструкция по созданию Мольберт своими руками в домашних условиях

И гости сайта!

Сегодня хочу представить вам очередное свое творение. Так как у меня есть основное хобби и я люблю рисовать, то хочу представить вашему вниманию складной мольберт.

Для его изготовления нам понадобится:
Дрель и сверла разного диаметра
Болгарка с отпилочным и лнпестковым дисками
Фигурная отвертка
Пять болтов с шайбами и гайками
Деревянные планки
Рулетка и карандаш
Саморезы по дереву, маленькие гвоздочки
Маленькая петелька.

Шаг 1. Берем для начала планки

Нам их понадобится четыре штуки. Ножки у меня будут по длине равняться 160 сантиметрам.
Планка для скольжения держателей холста 150 сантиметров.
Шаг 2. Отпиливаем нужную нам длину. Зашлифовываем заготовки.

Теперь заранее скругляем верхние концы планок, как показано на схеме и сверлим в них отверстия для креплений. 1,5-2 сантиметра от края.


Шаг 3. Теперь берем планку , которая будет служить для изменения высоты установки подставки для холста и его верхнего зажима.

Высота данной заготовки равняется 155 сантиметров. Размечаем ее ровно посередине и делаем пропил по линии разметки, не доходя до края пару сантиметров с каждой стороны. Получается такая деталь:


Был увлечен процессом, поэтому пропустил пару этапов, не заснял на фото.
Верхний край мы скашиваем, делаем более обтекаемым.
Шаг 4. Теперь нужно сделать деталь для крепления ножек мольберта. Для этого берем дощечку, планку длиной 15 сантиметров. Шлифуем ее и обтачиваем по углам с четырех сторон. Сверлим отверстия для крепления ножек. Сразу же сделал верхний держатель для полотна. По высоте он такой как вам будет удобно, это не принципиально. Главное чтобы нижний его край в поднятом состоянии на самом верху скользящей планки был вровень с вырезом.



Шаг 5. Сверлим в ножках отверстия для крепления . Берем болт, три шайбы и крепим ножки теперь к основе.




Аналогичные действия производим и со второй ножкой. В итоге у нас должна получиться вот такая заготовка:


В заготовке креплении сверлим отверстие для прорезной планки.
Шаг 6. Начинаем крепить прорезную планку , на которой будут крепиться держатели для холста, так сказать основу нашего будущего мольберта.
Для того, чтобы закрепить эту деталь, нам понадобится две широких шайбы, чтобы при смещении они не пролезали в прорезь. Болты я пока закручивал жестко, чтобы детали были хорошо зафиксированы. В итоге получается вот что:


Шаг 7. Теперь делаем держатели для картин . Начиная я с верхней части мольберта. Для этого я взял уже заготовленные детали и начал их соединять. Соединение я произвел с помощью мелких гвоздочков. Держится крепко, вид аккуратный. Для того, чтобы не расщепить планки я просверлил маленькие отверстия для гвоздей в местах крепления.



Сглаживаем углы по краям заготовки.

Шаг 8. В полученной детали посередине сверлим отверстие для крепления к скользящей планке.


Теперь берем болт, шайбу и гайку и крепим к основе мольберта.


Получается такая конструкция.


Шаг 9. Теперь нам нужно собрать опору для холста , которая будет крепиться в нижней части скользящей планки. Для этого мне понадобилось две дощечки длиной по 70 сантиметром. Ошкуриваем их. Так же, как и с верхним держателем, сверлим по краю крепления деталей маленькие отверстия для гвоздей. Собираем детали.




В готовой детали, посередине, сверлим отверстия для крепления.


Шаг 10. Теперь подставку для холста крепим к скользящей планке. Так же понадобится широкая шайба.


В итоге выходит вот такая сборная деталь.


Шаг 11. Следующим шагом нужно определиться с размерами устанавливаемых холстов и соответственно просверлить в ножках и опоре холста отверстия, чтобы фиксировать холст на определенной высоте. Так как я практически всегда рисую на подрамниках одного и того же размера, то, соответственно подгонял высоту под свои холсты.



Шаг 12. Крепления для фиксации опоры холста к ножкам я решил сделать из дерева. Простые деревянные колышки. Взял обычный обрезок дощечки, обстрогал канцелярским ножом под диаметр отверстия и зашкурил.




Получились такие колышки.

Шаг 13. Теперь мы должны собрать и прикрепить ножку-опору к основанию мольберта. Туда, где у нас уже закреплены сами ножки и скользящая планка. Для этого нам будут нужны саморезы по дереву и небольшая петелька. Ножку опору я сделал длиной в 155 сантиметров.

Предлагаемая мной конструкция мольберта, является очень простой, но вместе с этим, практичной и функциональной. Для изготовления этого мольберта Вам понадобятся только бруски сечением 40Х20 мм, болты и петли. Все соединения осуществляются посредством болтов и саморезов. Для ограничения хода задней ножки можно использовать ремешок. Нижняя горизонтальная планка является соединительной. Она крепится к остальным трём вертикальным брускам посредством болтов.


Средняя горизонтальная планка является держателем для холста и состоит из двух брусков, стянутых между собой болтами. Её можно поднимать и опускать до необходимого уровня, а затем фиксировать стяжкой. Для удобства, можно использовать вместо обычных гаек — «барашки».


Особо отмечу, что этот мольберт является складным и легко транспортируется. Для этого нужно отсоединить нижнюю горизонтальную планку, отвинтив три крепёжных болта. Все ножки складываются и держатся на верхней короткой горизонтальной планке. В таком положении мольберт можно легко взять подмышку или перевезти в салоне обычного автомобиля. Рекомендуемая длина двух передних ножек составляет 1.5 метра. В собранном состоянии этот мольберт вполне можно назвать стационарным и использовать как в мастерской, так и дома.

Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать сделать мольберт для рисования самостоятельно, сэкономив при этом деньги?

В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.

Материалы для создания мольберта для рисования

  • сосновая рейка 4,5×2 см, длинной 3 м - 3 шт.
  • саморезы 34×2,9 мм - 6 шт.
  • саморезы 16,5×2,7 мм - 4 шт.
  • гвозди без шляпок 2 см - 4 шт.
  • мебельные винты с шайбами и гайками «барашек» 72×5,2 мм - 2 шт.
  • крючок навесной, 13 см - 1 шт.
  • петля дверная, 2 см - 1 шт.
  • клей по дереву
  • наждачная бумага (100–120)
  • наждачный круг (100–120) - 1 шт.

Инструменты для изготовления мольберта

  • шлифовальная машинка
  • электролобзик
  • ножовка по дереву
  • пара строительных перчаток
  • метр и линейка
  • крестовая отвёртка
  • строительный карандаш
  • молоток
  • дрель со сверлами 6 и 8 мм
  • электрошуруповёрт
Как сделать мольберт своими руками

Распиливаем бруски по размерам:

1 шт. - 146 см, 1 шт. - 154 см, 2 шт. - 168 см, 1 шт. - 39 см, 1 шт. - 53 см.

Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы - низкая стоимость материала.

После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.

Сборку начинаем с центральной рейки - 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.

Собираем две опоры - 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.

С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.

Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.

Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога


Лира

Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Видео: мольберт-тренога своими руками


Настольный (для акварели)

Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.

Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).

Еще один трансформер

В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.

Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.

Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.

Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:

Видео: переносной самодельный мольберт

Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.

Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:

Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.

Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.

Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.

Сделал Сам сайт о самоделках. На нашем сайте вы найдёте самоделки, чёткая инструкция поможет без проблем собрать и использовать в быту или на работе выбранную вами самоделку.

Такой настольный мольберт сделанный своими руками - отличный помощник художнику-любителю.

Конечно, можно купить готовый мольберт, да вот беда - стоят они довольно дорого.

Как сделать мольберт

Для повторения конструкции нужны сухие строганые сосновые рейки толщиной 15 мм. Также потребуются болты М6 с гайками-барашками, шайбы, небольшой кусок 15-мм фанеры для столика.

Конструкция и схема сборки мольберта показаны на рисунке. Перечень деталей и их размеры сведены в таблицу.

Конструкция мольберта позволяет зафиксировать рамки с холстом различных размеров на удобной для рисовальщика высоте и под нужным наклоном. И пюпитр D, и фиксатор имеют винтовые зажимы, при ослаблении которых детали можно перемещать вдоль стоек кулисы А.

Нужный наклон мольберта обеспечивается за С1 поворота рычагов О. Один из рычагов имеет щелевой паз шириной 6,5 мм, позволяющий менять плечи системы.

Неподвижные соединения деталей мольберта выполнены на шкантах с клеем, подвижные - с помощью болтов и барашковых гаек.

Перед сборкой выкроенные, отшлифованные деревянные детали мольберта с необходимыми пазами и отверстиями должны быть покрыты бесцветным лаком. От тщательности изготовления деталей будет зависеть и качество самого мольберта, и легкость, и удобство работы с ним.

Луи Дюьбо, Франция
По материалам журнала «САМ»

  • Елочные деревянные игрушки
  • Багажник на УАЗ хантер своими руками
  • Мелочи для дома своими руками
  • Шкаф для CD и DVD дисков — делаем сами
  • Кофейный столик своими руками из фанеры
  • Раздел: Разные самоделки Дата публикации: 4-02-2012, 00:00

    История мольберта

    Когда нас просят представить себе фигуру художника, перед внутренним взором обязательно возникает человек, вооруженный кистью и стоящий за высоким мольбертом. Это приспособление для поддержки холстов, необходимое во время написания картин, давно является одним из наиболее узнаваемых символов изобразительного искусства. Но что мы знаем о мольберте, его истории, устройстве и разновидностях?

    Происхождение слова «мольберт»

    В русский язык слово «мольберт» перекочевало из немецкого, где «Malbrett» (мальбрет) означает специальную доску для рисования. Слово образовано из двух немецких слов: «malen» - рисовать, и «brett» - доска или полка. Так и по сей день в Германии называют деревянную подставку, которую художник надевает на шею во время работы. Что же касается собственно мольберта для рисования , т.е. станка, на который устанавливается холст, то его немцы называют словом «staffelei».

    Исторический экскурс

    Первое описание приспособления, напоминающего современный мольберт, встречается у знаменитого римского историка Плиния Старшего и относится к первому веку нашей эры. В одном из своих трудов Плиний описал подставку в виде панели на трех опорах. На нее устанавливалась деревянная доска, служившая древнему художнику основой для картины. Судя по всему, живописное искусство уже в те времена было достаточно хорошо развито, доказательством чему служат портретные фаюмские доски.

    Византийская иконопись, очевидно, тоже использовала некое подобие мольберта - художнику намного удобнее работать, когда основа картины установлена под определенным углом к плоскости.

    В средневековой Европе живопись вначале практиковалась в основном в виде настенных фресок и мозаичных изображений на стенах христианских храмов. Но с течением времени начали появляться и картины в современном значении этого слова, основой для которых уже был холст.

    Мольберт своими руками. Инструкция по созданию

    Для закрепления тканой основы в привычном вертикальном положении, очевидно, и была изобретена деревянная трехногая подставка, тем более что настольные мольберты широко использовались в средневековых монастырях для переписывания книг и рисования на их страницах миниатюр.

    Мольберт - необходимый аксессуар художника

    Начиная с эпохи Возрождения и до наших дней, мольберт является обязательным атрибутом живописца. Многие художники прошлого, создавая автопортреты, обязательно изображали в интерьере деревянный мольберт , свидетельствовавший об их роде занятий. Источником, подтверждающим эти сведения, выступают «Эссе о чудесах живописи», написанные в 1635 году придворным живописцем французского короля Шарлем Лебреном. В своем труде он прямо называет мольберт важнейшим инструментом для живописца. Важной частью деятельности Лебрена было создание эскизов для королевской гобеленовой мануфактуры, и существуют свидетельства об использовании в то время некого подобия мольбертов, т.е. деревянных рам на ножках, ткачами в процессе изготовления художественных гобеленов.

    Столь необходимый каждому живописцу аксессуар не мог, как раньше, оставаться простой деревянной рамой на треноге.

    До наших дней сохранилось немало антикварных мольбертов, датируемых XVII - XIX столетиями, изготовленных из дорогих сортов дерева, богато украшенных резьбой, инкрустацией и другими видами декора. Эти мольберты сами по себе сегодня являются великолепными образчиками прикладного искусства и ценятся чрезвычайно дорого как представителями музейного дела, так и коллекционерами антиквариата.

    С изобретением масляных красок на нефтяной основе, которые можно было хранить в жестяных тубах, художники получили возможность работать не только в своей мастерской, но и в любом другом месте. Полученная свобода передвижений, в свою очередь, привела к необходимости доработки конструкции мольберта, для художника ставшего мобильным переносным станком. Собственно говоря, с этого момента начался отсчет существования станковой живописи в современном значении этого понятия.

    Современные мольберты

    В наши дни живописцам доступны различные виды мольбертов, отвечающие разным требованиям к размерам полотен и к условиям написания картин. Материалами для их изготовления обычно являются различные породы дерева и профилированный металл.

    Стационарные студийные мольберты

    Студийный напольный мольберт , как правило, представляет собой основательную конструкцию, рассчитанную на размещение крупных холстов и нередко снабженную подъемным механизмом, чтобы изменять уровень размещения картины, не прикладывая физических усилий. Это добротная П-образная рама из дерева, которая установлена на прочное основание. Подвижная планка, называемая картинодержателем, служит для фиксации холста. В основании рамки размещается полочка, на которую ставится подрамник. Нередко она снабжена подставкой для кистей, мелков и прочих необходимых в работе мелочей. Студийный мольберт для художника незаменим, поскольку позволяет размещать холст высотой до 3,5 метров и шириной до 7 метров.

    Двусторонние и односторонние мольберты

    Мольберты могут быть односторонними и двусторонними, т.е. предназначаться для размещения одного холста либо двух холстов по обеим сторонам подставки. Наиболее распространненный вид таких мольбертов — мольберт «хлопушка».

    Мольберт для акварелей

    Для написания картин в технике акварели используются особые мольберты, предусматривающие возможность поворота подрамника под разными углами к вертикали и горизонтали. Поскольку основой для акварели нередко является картон, то в конструкции рамы предусмотрен гладкий твердый щит, изготовленный из шлифованной фанеры.

    Переносной мольберт

    Написание этюдов на пленэре является неотъемлемой частью обучения и работы любого живописца. Переносной мольберт для рисования изготавливается из легких алюминиевых трубок и без проблем складывается в компактную конструкцию, удобную для переноски в специальном чехле.

    Ученический мольберт, или «хлопушка»

    Детский, или ученический мольберт, по сути, представляет собой вариацию рисовальной доски на откидных ножках, к которой можно прикрепить не только холст, но и лист бумаги или картона. Нередко его называют «хлопушкой» за характерный звук, с которым он захлопывается по окончании работы.

    Настольный мольберт

    Держатель для холста, размещаемый на столе, предназначается для поддержки холстов и картона небольшого размера. Настольные мольберты используются для создания графических работ, в процессе обучения художников и в других случаях, когда необходима работа с небольшими форматами.

    Виды мольбертов, этюдники

    Всегда в наличии мольберт напольный, деревянный, студийный

    Виды мольбертов

    Рынок мольбертов сегодня широк и разнообразен, производители предлагают огромное множество моделей для различных творческих задач и разнообразных условий эксплуатации. Статья поможет разобраться в классификации и видах мольбертов и будет полезна при выборе первого мольберта.

    Мольберт «Лира»

    А-образный мольберт (A-Frame easel), более известный как «Мольберт-Лира», имеет в своей основе треугольник. Такая конструкция позволяет обеспечить устойчивость при малых габаритах и весе, а одиночная задняя опора особенно удобна для небольших помещений, она также позволяет поставить мольберт в угол. Многие А-образные мольберты имеют верхний держатель холста и могут регулироваться по высоте и углу наклона.

    Главными достоинствами мольберта-лиры являются его малый вес, надёжность и простота конструкции, компактные размеры, лёгкость установки и хранения. Кроме того, А-образные мольберты часто используются как экспозиционные и подходят для демонстрации всего чего угодно: от живописи до рекламной продукции.

    H-образный (студийный) мольберт

    Так уж повелось, что под словом «студийный мольберт» обычно подразумевается именно такая конструкция (хотя формально к студийным относятся все мольберты, используемые в помещении). Благодаря своему прямоугольному силуэту и основанию, конструкция этого мольберта наиболее жёсткая и прочная. Он позволяет работать с большими форматами, регулируются по высоте и наклону. Некоторые модели дают возможность наклонять холст не только назад, но и на себя. Студийные мольберты имеют полку и верхний держатель холста.

    H-образные мольберты пользуются заслуженной популярностью в художественных школах и мастерских. Оставаясь технически простой, а значит, надёжной и недорогой, конструкция студийного мольберта позволяет работать с комфортом как ученику, так и профессиональному живописцу.

    За счёт большого веса и габаритов студийные мольберты уступают лирам и «мачтам» в мобильности, а также требовательны к пространству.

    Трансформируемый (гибридный) мольберт

    Трансформируемый мольберт, иногда называемый гибридным (Convertible/Hybrid easel) — разновидность H-образного студийного мольберта. Отличается большей гибкостью регулировок, что позволяет мастеру работать в разных техниках и с разнообразными материалами. Например, для покрытия лаком, трансформируемый мольберт можно перевести в горизонтальное положение, не снимая холста. Как правило, гибридные мольберты имеют широкое основание и верхний держатель для работы с огромными форматами.

    Большой мольберт — профессиональный и многоцелевой инструмент, рассчитанный на стационарное использование в студии.

    Станковый мольберт

    Станковый мольберт (Giant easel) — ещё одна разновидность классического студийного Н-образного мольберта. Он отличается, в первую очередь, размерами и рассчитан на работу с поистине огромными полотнами. Чтобы удовлетворить особые потребности художников-«гигантистов», станковые мольберты могут быть оборудованы несколькими мачтами для фиксации широких полотен и даже лебёдкой, помогающей регулировать высоту рамы под тяжёлыми холстами.

    Станковые мольберты также востребованы в реставрационных мастерских. Это узкоспециальный инструмент, зачастую изготавливаемый на заказ под конкретные цели.

    Мачтовый мольберт

    Эти мольберты имеют самый простой силуэт из всех моделей. Их отличает элегантный дизайн и визуальная лёгкость, однако с профессиональной точки зрения они проигрывают другим видам, им не хватает прочности и гибкости традиционных конструкций. Тем не менее, мачтовые мольберты позволяют регулировать высоту и угол наклона холста, а их мобильность и способность быстро и компактно складываться в отдельных условиях могут стать решающим преимуществом.

    Благодаря своим эстетическим качествам, мачтовые мольберты востребованы в качестве экспозиционных. Они подойдут для небольших квартир или школ, а также для нерегулярного использования.

    Этюдники и планшеты

    Особый вид мольбертов, ориентированный на пленэрную живописть, их конёк — компактность и мобильность. Представляют собой коробку, внутри которой художник хранит все необходимые инструменты и материалы, с возможностью закреплять полотно на внутренней стороне откинутой крышки или с помощью встроенной рамы с регулировкой наклона.

    Этюдники отличаются от эскизных коробок наличием складных ножек. За счёт изменения их высоты, этюдник может использоваться вне помещения, в студии и даже как настольный мольберт.

    Главным недостатком этюдников было и остаётся ограничение размеров холста, как правило не больше формата А3 — неизбежная расплата за высокую мобильность. Кроме того, этюдник имеет более сложную конструкции с множеством подвижных узлов, тем самым уступая другим мольбертам в надёжности.

    Ученические мольберты

    Классические «хлопушки» (именно такое устоявшееся прозвище получили эти мольберты за характерный хлопок в момент складывания) можно встретить практически в любой детской школе искусств и в обычной школе в кабинете ИЗО.

    Неладно скроен да крепко сшит — это тоже про них!

    Мольберт своими руками — виды подставок для рисования и пошаговая инструкция по изготовлению с фото

    Простота конструкции, низкая цена, компактные размеры и возможность одновременно работать вдвоём на противоположных сторонах делают такие мольберты предпочтительными для большинства казённых детских учреждений.

    Конструктивно ученический мольберт представляет собой 2 фанерных дисплея на ножках, подвижно соединённых друг с другом в верхней части. Полотно (в данном случае, бумага, разумеется) крепится обычными канцелярскими кнопками или с помощью зажимов в верхней части. Иногда поверхность мольберта делается в виде грифельной доски для рисования мелом.

    Настольные мольберты

    Ещё одна популярная разновидность мольбертов, широко востребованная у любителей. Как следует из названия, эти компактные мольберты размещаются на столе. Конструктивно они повторяют лиру или H-образный мольберт и отличаются размерами, имеют необходимые регулировки. Как правило, настольные мольберты компактно складываются для удобства хранения и транспортировки.

    Из-за своих небольших размеров настольные мольберты серьёзно ограничивают размер полотна. Кроме того, не все любят работать, сидя за столом.

    Мольберты-скамейки и интегрированные мольберты

    В порядке экзотики отметим комплексные решения, в центре которых мольберт, встроенный в какой-нибудь предмет мебели. Их конёк — многофункциональность игибкие возможности трансформации. Конструкция может быть как предельно простой — в виде обычной лавки с прибитым к торцу держателем холста, так и очень сложной — со всевозможными секциями, держателями, множеством ящиков, полок и прочими поражающими воображение художника излишествами.

    Презентационные и декоративные мольберты

    Презентационные или экспозиционные мольберты, как следует из названия, предназначены не для создания, а для демонстрации шедевров изобразительного искусства, хотя второе отнюдь не исключает первого.

    Такие мольберты зачастую позволяют устанавливать не одно, а сразу несколько полотен, многие из них оборудованы колёсиками и поворотным механизмом. Кроме того, использование в презентационных целях диктует повышенные требования к эстетическим свойствам, материалам и дизайну самих мольбертов.

    DIY: Мольберт своими руками — инструкция в 14 фото

    Делаем мольберт своими руками из доступных материалов. Такой мольберт может собрать даже девушка.

    Самое популярное за месяц

    Инструкция в фотографиях

    Сегодня я расскажу как сделать мольберт своими руками, так как в магазине мольберты стоят в районе 4000 рублей, этот же мольберт обойдется вам всего лишь в 400 рублей.
    Сделать такой мольберт просто.

    Нам понадобятся рейки размером 20х45 по 2 метра — 5 штук. Распиливаем их по следующим размерам:
    168 см — 2 шт.,
    154 см — 1 шт.,
    146 см — 1 шт.,
    53 см — 1 шт.,
    39 см — 1 шт.,
    60 см — 3 шт.

    Теперь кладем рейку 146 см — это основа нашего мольберта.

    Относительно неё выкладываем горизонтальные рейки размерами 39 и 53 см.

    Отступаем 55 см и выкладываем горизонтальную рейку размером 39 см. Для нижней рейки отступаем снизу 3 сантиметра. Боковые рейки можно пока убрать, они нам нужны.
    
    Теперь в центре поперечных реек мы проделываем отверстие с помощью дрели.

    Далее нам нужно выложить их ровно по центру реки 146 см.

    И так вот что у нас получается:

    Теперь нам нужно выложить боковые рейки по 168 см. Рейки должны располагаться симметрично

    Теперь при помощи дрели проделываем отверстия под саморезы и прикручиваем наши боковые рейки с помощью саморезов.
    
    Теперь переделываем ножку нашего мольберта. Для этого мы берем обычную дверную петлю. Крепим сначала к мольберту затем к рейке. Сделаем её как бы в развернутом виде. Вот что должно получиться:
    
    Теперь осталось сделать только полочку для мольберта.
    Для этого понадобится:

    • 3 рейки по 60 см
    • Гвозди
    • Сверло
    • 2 болта с гайками "барашек"

    
    Просверливаем чуть выше середины два отверстия в двух рейках по 60 см.
    
    Дальше делаем полочку для мольберта. Для этого соединяем две рейки по 60 сантиметров и скрепляем гвоздями.
    
    Теперь берем нашу третью рейку и с помощью болтов и гаек "барашек" устанавливаем нашу полочку на мольберт.

    Мольберт готов.

    Я надеюсь, что эта инструкция была вам полезна.

    Если вас вдруг возникли какие-то вопросы, задавайте в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.