Какие монастыри афона относятся к константинопольскому патриарху. Православие или смерть! История монастыря Эсфигмен. Что это означает на практике

От редакции "Церковных ведомостей":

Предлагаем читателям статью раба Божия Евгения, который проживает в Афинах и является прихожанином Истинно-Православной Церкви Греции под предстоятельством Архиепископа Хризостома II Афинского и всея Эллады. Будучи духовным чадом отцев монастыря Эсфигмену на Святой Горе Афон, автор рассказывает об истории обители и о ее современном положении. Статья написана для "Церковных ведомостей".

Монастырь Эсфигмену находится на восточном хребте Афона рядом с сербским монастырем Хиландар и входит в десятку самых крупных общежительных монастырей (Лавр) Святого Афона. Он был признан и утвержден Кинотом в X в., но построен намного раньше, в V в., императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, "старого" Эсфигмену; археологи датируют их IV в. (!) после Р.Х. В XVI в. обитель два раза была уничтожена пиратами и вновь восстановлена. В XIV в. настоятелем Эсфигмену был будущий Cвятитель Григорий Палама. В XIX-XX вв. здесь сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий – малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор. Если пройтись по монастырю, можно увидеть старое русское искусство иконописи, росписи на стенах, древние иконы, киоты. Практически все старые притворы-параэкклисии монастыря имеют как византийское, так и русское происхождение.

Глубокий смысл того, что именно Эсфигмену сегодня являет собой образец верности Христу-Спасителю, для России особенно знаменателен, ибо отец Русского монашества Святой Преподобный Антоний Киево-Печерский (+1073, память 10/23 июля) принял монашеский постриг и подвизался в этом монастыре, откуда принес на Землю Русскую Правило Веры и образ истинного благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем. Эсфигмениты очень почитают Святого Антония, бережно содержат его келью в чистоте, сохраняя нетронутым аскетическое ложе Преподобного – доски между сводами пещеры. На стенах висят иконы Богородицы и Св. Антония и горит неугасимая лампада. Храм Св. Антония тоже действующий, с иконами русского происхождения.

Кафедральный собор монастыря Эсфигмену чествуется на Праздник Вознесения Господнего (престольный праздник монастыря). Здесь имеются фрески 1806 г. В библиотеке обители – огромное количество древних церковных рукописей. Также бережно хранится множество мощей Святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII в. Монастырь находится в юрисдикции старостильного Синода ИПЦ (Г.О.Х.) Греции, под омофором нынешнего Архиепископа Г.О.Х. всея Эллады Высокопреосвященного Хризостома (Киусиса). Сегодня в монастыре подвизается около 110 монахов, во главе с игуменом монастыря схиархимандритом о. Мефодием.

Игумен Эсфигмену схиархим. Мефодий с престарелыми монахами

Долгое время Святая Гора Афон находилась под властью Османской империи. Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. После героической освободительной борьбы греков, при участии Российской Империи, на короткое время Афон получил международный статус, но затем его территория отошла под власть Греции. Причем, главенство над монастырями доныне сохраняет Константинопольский патриарх, представительство которого находится в столице Афона – Карее. Греческое правительство (в лице президента-масона Э. Венизелоса) стало весьма заметным фактором влияния в жизни афонских монастырей, а в 1920 г. к этому добавилась апостасийная деятельность Константинопольского патриархата, принявшего в 1923 г. новый, григорианский, календарь и попытавшегося навязать его Афону. После Первой мiровой войны церковная иерархия была весьма немощной как в финансовом, так и, увы, в духовном смысле, и не могла противиться мощному давлению светских лидеров и их идей. Российская Империя пала, и греческие политики возложили свои надежды на Англию. В 1924 г. Ватопедский монастырь первым принял новый календарь, а прочие монастыри, в знак протеста против нового стиля, отказались поминать Вселенского патриарха. В 1927 г., под большим давлением, был достигнут некий "компромисс" между патриархатом и афонскими обителями, согласившимися поминать патриарха. Соглашение было достигнуто весьма лукавым путём: патриархат убедил афонское Братство сохранить старый календарь, но одновременно начать поминать Вселенского патриарха, оставив решение вопроса о календаре на усмотрение будущего Всеправославного собора. Это успокоило насельников Афона, – правда, с таким решением согласились все монастыри, но не все монахи. С той поры и начинается разделение между афонцами на зилотов-ревнителей (греч. слово "зилотис" – означает "ревнитель") и либералов, солидарных с апостасийной, постепенно переходящей в экуменистическую, политикой Константинополя.

Сегодня широко известны документы, по публикациям греческого масонского журнала "Тектонас", где показывается на фотографиях и на реальных событиях, что Константинопольские патриархи, начиная с Мелетия Метаксакиса, становятся активными членами масонских лож и даже получают высокие градусы посвящения (степени лидерства) в масонстве. Патриарх Мелетий Метаксакис при вступлении в должность заявил: "Я посвящаю себя служению Церкви с ее первого Престола, развивая, насколько это возможно, более близкие и дружественные отношения с неправославными церквами Востока и Запада, и усиливая работу по соединению между нами". Впоследствии, в 1923 году, аналогичную речь при вступлении в должность Архиепископа Афинского произнес друг и единомышленник Мелетия Хризостом (Пападопулос), который и ввел новый стиль в греческой Церкви: "Для такого сотрудничества [с неправославными] необязательно иметь догматическое единство, достаточно единства христианской любви". Патриархи Константинополя по сегодняшний день, заканчивая Варфоломеем Архондонисом, проходят обучение богословию в Ватикане. Причем, достоверно известно, что всякий неофит, поступающий в папскую академию, принимает католичество, согласно своду Правил Ватикана. Видимо, потом лже-патриархи снова "принимали" Православие.

Совместные экуменические служения Константинопольского патриарха Афинагора и Римского папы Павла VI

Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмену и Вселенского Константинопольского патриархата возникла еще в начале 1960-х гг., когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским и Вселенским Афинагором (Спиру) для совместной экуменистической литургии. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто и безстрашно перед всем Афоном обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме. Многие монастыри тогда выразили солидарность с позицией Эсфигмену, и, несмотря на то что экуменизм еще не был в то время официально соборно анафематствован как страшная ересь, афонцы не воспринимали такое пагубное "новаторство" Константинополя и открытую измену Святоотеческим Канонам. Начался диалог между ревнителями и либералами, многие монахи перестали поминать Вселенского патриарха. Чаша терпения афонцев переполнилась в 1965 г., когда патриархом Афинагором были сняты анафемы с римо-католиков. Монастыри один за другим стали отказываться поминать патриарха.

13 ноября 1971 г. Святое Собрание ("Иера Синаксис") горы Афон – управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Св. Горы в Карее, – постановило: "В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести". После смерти патриарха Афинагора и избрания патриарха Димитрия Пандопулоса, который не только продолжил политику предшественника, но даже обещал начать экуменический диалог с исламом, Эсфигмену решил остаться верным резолюции 1971 г. К решению Эсфигмену присоединились архимандриты Андрей и Евдоким, настоятели обителей Свв. Павла и Ксенфонта. В итоге они были смещены с места настоятелей монастырей.

В 1972 г. Эсфигмену отказался совместно молиться с насельниками других монастырей, в которых поминали патриарха, и был исключен из представительских органов Афона в Карее. В том же году его монахов попытались изгнать из монастыря силой. Монахи заперлись в монастыре, вывесив флаг с надписью: "Православие или смерть". Настоятель Эсфигмену игумен Афанасий объявил штурмовавшим обитель, что монастырь заминирован. Осаждающие решили, что таким образом братия Эсфигмену даёт знать о своём намерении взорвать монастырь, и отступили. Несмотря на то, что Эсфигмену с 1971 г. уже не имел представителей в органах управления Св. Горой, Афонское братство пыталось вмешиваться в самоуправление монастыря, тем самым нарушая решение "Иера Синаксис" 1971 г.

В 1974 г. Афонское Собрание (братство) в Карее все-таки согласилось на незаконное решение Вселенского патриарха изгнать настоятеля Эсфигмену Афанасия, а также двух членов Совета монастыря и его секретаря. Во второй раз комитет патриархата по Афонскому братству приказал изгнать настоятеля Эсфигмену игумена Евфимия и двух монахов в 1979 г. В обоих случаях вся братия Эсфигмену обращалась к своим "незаконным" и "осуждённым" игуменам с просьбой "не покидать своих сирот", но остаться с ними для общей борьбы за Святое Православие. Сейчас власти пытаются подвергнуть сомнению законность назначения во игумены нынешнего настоятеля монастыря схиархимандрита Мефодия.

Совместные экуменические литургии Константинопольского патриарха Варфоломея и Римского папы Бенедикта VI

В прошлом 2002 г. насельники Эсфигмену получили иск, обвиняющий их в следующих нарушениях: а) отказ поминать Вселенского патриарха; б) неисполнение постановлений комитета патриархата по делам Афона 1974 и 1979 гг. о высылке членов братии; в) отказ от участия в Афонском братстве посредством представителей.

В номере за сентябрь-октябрь 2002 г. печатного органа монастыря "Агиос Агафангелос" эсфигменские отцы возражают против обвинений, основанных на ложном толковании Хартии – главного закона монастырской организации Афона. Совершенно абсурдным является новое требование к монахам Эсфигмену, а именно – заменить имеющиеся у них старые антиминсы на освящённые нынешними Константинопольскими патриархами. Фактически, большинство монастырей Афона использует антиминсы, освящённые до 1920 года (года принятия григорианского календаря), используются и более новые антиминсы, освящённые православными епископами. Ни от какого другого монастыря, кроме Эсфигмену, не потребовали заменить антиминсы!

Афонские правила вообще не только не предусматривают процедуры преследования отдельного монастыря, но даже запрещают в переписке обсуждать "неугодную" обитель; нельзя потребовать на суд и отдельного монаха, над ним имеет власть только монастырь, в котором он подвизается.

Со своей стороны, монастырь никогда не нарушал афонского Устава, он своевременно посылал уведомления об избрании новых настоятелей, ведёт положенную документацию.

Монахов, постриженных в Эсфигмену, официальные церковные власти не заносят в общий список монахов Афона ("монахологион"), – таким образом, их как бы нет среди афонских насельников вообще, в том числе среди эсфигменитов, – они вообще не монахи! Если гонители будут последовательны, постепенно монастырь Эсфигмену может быть "аннулирован" и исключен из афонского Братства "в связи с полным исчезновением братии".

На главной и самой высокой башне монастыря Эсфигмену вот уже более тридцати лет развевается черный флаг с белыми буквами "ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ". Несмотря на то, что сегодня все монастыри Афона поминают патриарха Варфоломея, монахи-зилоты Эсфигмену продолжают исповедовать верность Христу, Святым канонам, своему Синоду ИПЦ, поминая его главу, Архиепископа ИПЦ всея Эллады, Высокопреосвященного Хризостома (Киусиса), на Святой Проскомидии.

Священный Синод ИПЦ Греции под председательством Архиепископа Хризостома II

За это патриарх Варфоломей, используя свое влияние на правительство Греции, постепенно изолировал их от мiра. Монастырь не раз оказывался в окружении вооруженной полиции. Центральная телефонная станция в Карее отключила монастырский телефон, почта задерживала его корреспонденцию, все средства коммуникации – будь-то наземные или морские – были блокированы, а осажденные монахи не могли даже выйти за ворота обители, чтобы заниматься работой на огороде. В монастырь до сих пор не пропускаются врачи, приглашаемые для оказания помощи престарелым монахам, а ведь в обители есть старцы в возрасте 100 и более лет, больные и прикованные к постели. Как-то по греческому телевидению показали передачу об Эсфигмену (сюжет которой особенно затронул сердца многих людей), в ней корреспондент спрашивает престарелого больного монаха, прикованного к постели: "Как же Вы сможете? Вам же необходим врач!" А старец, улыбнувшись необыкновенно доброй улыбкой, отвечает: "Врач ко мне не может придти, его не пускают. Но у меня есть Богородица. Она меня и излечит". Умершие монахи хоронятся без свидетельства о смерти, выдаваемого доктором, как этого требует закон, поскольку к ним не разрешают вызывать врача из Кареи.

Двое, ныне умерших, монахов, так и не дождавшиеся врача

В 2002 году, когда полиция пыталась отобрать единственный монастырский трактор, молодой 25-летний монах Трифон попытался спасти его, перегнав ночью в безопасное место. В темноте машина перевернулась. Тело Трифона нашли утром, придавленное трактором. Пальцы правой руки сжимали троеперстие, по-видимому, монах перекрестился перед смертью. Так уже в наше время монастырь обрел еще одного новомученика.

В конце концов, монахам был предъявлен ультиматум: им было приказано сдать печать монастыря, мощи и прочее имущество, включая их собственные личные документы, и оставить монастырь до 28 января 2003 года. Монахи отклонили ультиматум и обратились за помощью к самому высокому административному суду Греции, – Государственному Совету, – который спустя два года заявил, что не имеет полномочий решать эту проблему.

24 ноября 2005 года Константинопольским патриархатом было организовано дерзкое нападение на Конаки (внешний скит – представительство Эсфигмену в Карее) переодетых в рясы наемников. Лже-монахи, предводительствуемые неким Гавриилом, вооруженные ломами и кувалдами, выломали двери Конаки, ворвались внутрь и жестоко избили запершихся в ските эсфигменитов. Четверо эсфигменских монахов в тот день были госпитализированы, причем двое из них попали в реанимацию с тяжелыми травмами. Однако суд объявил виновными в нарушении мира в Карее истинно-православных монахов, и приговорил их к двум годам тюремного заключения. Из девяти осужденных монахов шесть подали апелляцию, и Апелляционный суд Фессалоник 20 ноября признал их невиновными.

Сами истинно-православные монахи не присутствовали на слушаниях, их интересы в суде представлял адвокат.

Скит, тем временем, захватил Гавриил с наемниками, объявив себя "законной братией Эсфигмену". Позже приехал сам Варфоломей и, "заложив свой камень", благословил новое "легитимное" представительство Эсфигмену в Карее. В попытке скрыть свои насильственные действия против монастыря Эсфигмену, патриарх и его исполнители в греческом правительстве начали переводить всю почту, банковские счета и недвижимость, принадлежащие монастырю, на имя нового подставного братства, которое они же и контролируют. Помощь от Евросоюза сейчас поступает во все монастыри, повсюду строятся благоустроенные гостиницы для паломников, выдаются инвестиции для реставрации старинных монастырских зданий. Финансовая помощь для Эсфигмену от Евросоюза поступает к лже-братству. Впрочем, как говорят сами эсфигмениты: оно и к лучшему, чтобы не быть должниками Евросоюза.

14 августа 2006 года монахи обители получили повестки в греческий суд в Фессалониках по странному уголовному обвинению "в расколе и ереси". Слушание было назначено на 29 сентября 2006 года в греческом государственном уголовном суде в Фессалониках. Суд монахов оправдал.

Продолжается "сотрудничество" патриарха Варфоломея и греческого правительства (в лице Доры Баккояни, которая является полномочным представителем греческого государственного аппарата на Горе Афон). Именно под ее контролем и властью монахи были отрезаны от продуктов питания, медикаментов, горючего для отопления, от медицинской помощи. Есть данные о смерти пяти престарелых монахов, так и не дождавшихся врача. Прокурор Верховного суда г. Фессалоник Василис Флоридис регулярно призывает "к насильственному аресту и изгнанию зилотов из Эсфигмену".

Блокада Эсфигмену греческой полицией

Травля монастыря еще более усилилась после письма в Константинопольскую патриархию управляющего Отделом внешних церковных сношений МП митрополита Кирилла (Гундяева), осудившего насильное изгнание, по его выражению, даже "раскольников" с Афона. Масло в огонь подлило еще одно событие: игумен русского Свято-Пантелеймоновского монастыря неожиданно начал поминать на службе патриарха московского Алексия II, за что позже получил в Карее строгий выговор от Варфоломея. Об этом узнали в Москве. Таким образом политическое противостояние между Константинопольской и Московской патриархиями сыграло свою полезную роль для Эсфигмену.

Прокурор Флоридис через газету "Симера" (от 24-25 мая 2008 г.) разразился гневом на монахов-зилотов, назвав их раскольниками-фанатиками, усмотрев в их действиях "пример разрыва единства монастырей Афона" и чуть ли не "угрозу национальной безопасности страны"! При этом он отметил, что "русские монахи-фанатики этому примеру уже последовали". Русофобская политика и "рейдерство" патриарха Варфоломея известны еще с 1992 года, когда из русского скита Святого пророка Ильи на Афоне насильно, в наручниках (!), без суда и следствия полицией были вывезены семеро монахов-зилотов во главе со скитоначальником архимандритом о. Серафимом. Монахам даже не разрешили взять личные вещи и паспорта: просто посадили всех на катер и вывезли за Афон, в Урануполис. Скит находился в юрисдикции РПЦЗ, все монахи были американскими гражданами, так что никакой связи с МП не было, просто скит заняла угодная Варфоломею братия, присвоив себе все ценности, реликвии и имущество скита (отметим попутно, что Свято-Ильинский скит на Афоне, принадлежавший Русской Зарубежной Церкви, был захвачен Константинопольским патриархатом именно потому, что русские монахи-зилоты не поминали еретичествующего Константинопольского патриарха; этот захват, по всем признакам, был осуществлен не без влияния Московской патриархии, которая спустя несколько лет таким же насильственным способом захватила монастырь РПЦЗ на Святой земле, – прим. ред. ЦВ).

Летом 2008 года патриарх Варфоломей вновь собирает в Карее Священное собрание "Иера синаксис" из игуменов и представителей всех монастырей, поставив вопрос "ребром": об изгнании эсфигменитов из обители и вообще с Афона. Понимая, что его действия стали достоянием гласности в Греции и за рубежом, Варфоломей пытается убедить собрание добровольно принять его сторону и общим решением (чтобы отвести ответственность от себя лично), изгнать непокорных зилотов, поселив в монастырь уже подготовленную им лже-братию во главе со лже-игуменом Хризостомом Кацульерисом ("боевиков" Гавриила, уже захвативших Конаки в Карее). Но из десяти самых крупных монастырей Афона (которые по Афонскому уставу имеют право основного голоса), пятеро игуменов отказались поддержать Варфоломея, открыто высказавшись о его "экуменистической антиправославной политике и братской любви с папой Римским". Причем двое из них пригрозили "прекращением поминовения, если он не оставит Эсфигмену в покое и не перестанет лобызаться с папой".

Таким образом, климат на Афоне в отношении несломленного врагами монастыря Эсфигмену несколько оздоровился. Хотя по-прежнему продолжается неофициальная блокада: не поступают лекарства, нет электричества, отключен телефон, не приносят почту и т.д. А паломникам и туристам, желающим осмотреть Святую Гору Афон и обращающимся за разрешением посетить Эсфигмену, отвечают, что "монастырь не принимает гостей". В результате туристы отправляются в путешествие по другим монастырям, хотя на самом деле Эсфигмену может принять до 400 паломников.

Но, несмотря на это (по моему личному свидетельству), паломники, пришедшие в этот монастырь, необыкновенно радушно принимаются братией Эсфигмену вне зависимости от юрисдикции или национальности, еда в трапезной очень вкусная (продукты и все необходимое подвозятся обычно тайно ночью). Рыбу монахи ловят сами с пристани удочкой, т.к. лодку власти отобрали и не разрешают им выходить рыбачить в море. В Эсфигмену паломник ощущает себя действительно под Омофором Самой Пречистой Божией Матери, что, по слову игумена монастыря схиархимандрита о. Мефодия, помогло и помогает им выстоять в эти сложные апостасийные времена.

Евгений Зилот, г. Афины,
прихожанин ИПЦ Греции,
16. 01. 2009 г.

Византий. Название этой древнегреческой колонии восходит к мифологическому сыну Посейдона Византу. В годы римского владычества этот небольшой малоазийский городок был превращен в крепость и стал центром боевых операций. Именно в его окрестностях в 324 г. будущий Константин Великий нанес поражение войскам Ликиния, принудив его к окончательному бегству.

В 330 г. Константин основал на месте Византия «новый Рим» и столицу - Константинополь. Часто эту дату называют началом истории Константинопольского патриархата. Тем не менее, стоит отметить существование достаточно широко распространенной в историографии точки зрения об апостольском происхождении этой кафедры. В частности, исследования Ф. Дольбо и о. Мишеля ван Эсбрука показали, что апостольские списки были вовсе не средневизантийской новацией, а относятся к значительно более древним временам.

В действительности, на вопрос о времени появления в Византии епископской кафедры не существует однозначного ответа. Из позднейшего церковного предания и некоторых косвенных источников можно сделать вывод, что христианство с первых шагов нашло здесь благодатную почву.

По всей видимости, первым проповедником Евангелия в Византии стал апостол Андрей Первозванный. К седьмому веку убеждение, что именно он рукоположил первого епископа города - Стахия (апостола от 70, упоминаемого в послании Павла к Римлянам) и подчинил новую кафедру митрополиту Ираклии фракийской, несмотря на весьма слабую опору в достоверных исторических свидетельствах, стало весьма распространенным, если не повсеместным.

Предание об апостоле Андрее косвенным образом подтверждается и особым почитанием его жителями города. Мощи первозванного ученика Спасителя были торжественно перенесены в столицу 3 марта 357 г., в его честь были освящены по крайней мере пять константинопольских храмов. День памяти апостола со временем стал престольным праздником имперской столицы. Эта традиция прервалась лишь в годы турецкого владычества и вновь была восстановлена в правлении патриарха Серафима II в 1760 г.

Современные официальные документы Константинопольской патриархии говорят даже о «двойном апостольском происхождении» кафедры, указывая при этом на деятельность апостола Иоанна Богослова. Впервые эту точку зрения выдвинул Константинопольский патриарх Игнатий на соборе 861 г. В полемике с Римом он заявил следующее: «Я занимаю кафедру апостола Иоанна и апостола Андрей Первозванного».

Вне зависимости от принятия или неприятия точки зрения об апостольском происхождении константинопольской кафедры, нельзя не признать, что ее возвышение было связано (и обосновывалось самими столичными патриархами) отнюдь не с происхождением кафедры от кого-либо из апостолов, а ее политическим значением. Да и сама идея о первенстве апостольских кафедр родилась отнюдь не в Константинополе и долгое время была в столице империи непопулярна.

2. Κонстантинополь. Константин Великий был не первым правителем, у кого родилась идея переноса столицы, но по тем или иным причинам проекты перемещения центра Римской империи на Восток воплощены в жизнь не были. Выбор Византия был отнюдь не случаен: его положение было крайне выгодно с экономической, военной и стратегической точки зрения. Кроме того, население нового города было в большинстве своем христианизировано, что также, несомненно, учитывалось Константином.

Рост столицы продолжился и при преемниках основателя города, так что к VI в. число жителей Константинополя превысило миллион человек. Столичная кафедра также в весьма короткий срок заняла лидирующее положение среди других кафедр Востока.

В истории Первого Вселенского Собора епископ Константинополя не сыграл какой-либо значимой роли, тем показательнее то обстоятельство, что на Втором Вселенском Соборе за ним было закреплено второе место по чести после Римской кафедры. Характерно, что в тексте третьего канона этого собора это обосновывается чисто политическим аргументом - тем, что Константинополь есть новый Рим, новая столица.

Такая постановка вопроса совершенно не соответствовала римским представлениям, основывавшим первенство римской кафедры на том, что Рим - кафедра Петра (первого из апостолов), а не на том, что здесь была первая столица Империи. На Востоке римские подходы не были широко распространены по вполне прозаической причине: если на Западе Рим возвышался едва ли не как единственная кафедра апостольского происхождения, на Востоке таких кафедр было очень много. В связи с этим апостольское происхождение кафедры не влекло автоматически каких-то привилегий или особого статуса.

Та роль, которую Константинопольская кафедра сыграла в истории догматических споров, объясняется тем, что «столица… делала политическую и церковную погоду в империи, или, как тогда выражались, во “вселенной”». Церковная жизнь Царьграда была для всех жизнью столичной и за ее перипетиями постоянно наблюдали как на Востоке, так и на Западе. Именно поэтому вселенский спор по поводу антиохийского богословия вспыхнул именно после того, как на константинопольской кафедре оказался Несторий, далеко не основатель этой догматической системы. Показательно, что до этого взгляды «антиохийцев» не вызывали не только общеимперских споров, но и сколь-либо пристального внимания. Монофизитские споры также вспыхнули в столице (хотя родиной этого еретического учения был другой богословский центр - Александрия).

После Четвертого Вселенского собора (451 г.) первенствующих епископов в пяти главных церковных округах стали называть патриархами. Также этот собор окончательно завершил церковное возвышение Константинополя: 28 соборным правилом столичная кафедра «в виду того, что город почтен присутствием Императора и сената» не только сохранила свое первенство чести над старыми восточными кафедрами, но и фактически уравнялась в правах с Римской церковью. Кроме того, 9 и 17 каноны Вселенского собора предоставляли Константинопольскому патриарху право выносить решения по жалобам духовенства других патриархатов.

Многие предстоятели столичной кафедры (первым в этом ряду был свт. Иоанн Златоуст) неоднократно совершали пастырские визиты в Малую Азию и Фракию, рукополагали там епископов и вмешивались в ход церковных дел. Четвертый Вселенский собор dejure закрепил уже сложившуюся к тому времени ситуацию и установил границы Патриархата: отныне Константинопольскому епископу выделялись диоцезы Понта, Азии и Фракии и епископы «варварских» народов, подчиненные этим диоцезам (речь шла о предстоятелях христианских общин, находящихся за пределами существующих Поместных Церквей). Таким образом, отныне Константинополь становился центром определенной области, или «патриархата», подобно Антиохии, Александриии и Иерусалиму.

В столицу как центр церковной жизни постоянно съезжались епископы из провинций - так постепенно возникла практика собирать их для рассмотрения текущих церковных дел. Такие собрания стали прообразом будущих патриарших синодов. Новое имперское и централизованное устройство Церкви начинало возобладать над остатками доникейской ее формы.

Постепенно при патриаршем синоде сформировался значительный аппарат церковного управления. До V века помощниками патриарха были преимущественно диаконы, впоследствии в обширном духовном служении и управлении текущими делами ему стали помогать и пресвитеры. Значительное расширение патриаршего аппарата было отмечено в эпоху императора Юстиниана I. Перечислим некоторые из более чем сорока управленческих должностей: великий эконом (заведовал имуществом), великий сакелларий (хранитель ризницы, также управлял многочисленными столичными монастырями), великий сакеллий (ведал приходскими церквами и ставропигиальными обителями), великий хартофилакс (заведовал архивом, осуществлял судебное и административное делопроизводство в Патриархии; вел протоколы заседания Синода), великий скевофилакс (ведал облачениями, книгами, священными сосудами).

В середине V в. Патриарх Акакий впервые был назван «Вселенским», а в 518 г. антиохийские монахи обратились к патриарху Иоанну Каппадокийцу как к «отцу отцов, архиепископу и Вселенскому патриарху». Окончательно этот титул закрепился на Седьмом Вселенском Соборе (787 г.). Подчеркнем, что он не носил полемического характера, не означал отрицания римского первенства, а подчеркивал связь Церкви с Византийской империей. Титул «вселенский» не означал, что Константинопольский Патриарх подобно папе претендует на власть над другими Поместными Церквами. Термин universalis (вселенский) на политическом языке был синонимом ромейского (византийского), а на церковном христианского, всякого, кто исповедует Христа. Византийскому самосознанию была близка идея о вселенском предназначении Церкви распространить христианство во все мире. Не случайно гимнография называет великих отцов Церкви «вселенскими учителями», «учителями Вселенной».

Отражением представления о вселенской миссии Патриархии была ее обширнейшая деятельность по распространению христианства во всей ойкумене. Успешная миссионерская деятельность Иоанна Златоуста нашла продолжение в IX - X вв., когда свет евангельского учения был принесен славянскому миру.

Начавшиеся в VII в. арабские завоевания привели к потере Византией ряда территорий и к упадку Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов. Константинополь окончательно стал центром православной жизни, искусства и богословия.

В середине VIII в. победоносные походы на Западе императора-иконоборца Льва Исавра позволили присоединить к Византии Восточный Иллирик (за эти территории давно шел напряженный спор с Римом). В результате Константинопольскому патриарху оказался подчинены церковные организации на Балканском полуострове. Отказ вернуть спорные территории, несмотря на последовавшее вскоре восстановление иконопочитания, внес разлад в отношения Константинополя и Рима. Эти и другие обстоятельства привели к окончательному расколу двух Церквей в 1054 г. Это событие сразу сделало Вселенского Патриарха первоиерархом Православного мира.

В ходе четвертого Крестового похода 1204 г. был взят Константинополь и отторгнута значительная часть территории Ромейской империи. Противоречия Востока и Запада переросли в открытую неприязнь и даже ненависть. Этому способствовала политика латинской экспансии, сочетавшаяся с гонениями на православных. Отбирались столичные храмы, захватывались митрополии, оказывалось прямое давление на духовенство. Императорский двор и Патриархия переместились в город Никея, где просуществовали вплоть до освобождения Константинополя в 1261 году. Общая политика государства носила униональный характер. Что касается Церкви, то пролатинская политика Палеологов, обусловленная политической конъюнктурой, вызывал отторжение не только в широких народных кругах, но и у некоторых константинопольских патриархов.

Флорентийская уния и другие попытки объединения Церквей по целому ряду причин не увенчались успехом. В Риме многие не хотели поддерживать слабеющую Византию, а тем более идти на серьезные уступки в вопросах вероучения, в Ромейской империи уния столкнулась с сильнейшей оппозицией со стороны монашества, оказывавшего большое влияние на народные массы.

Поздневизантийская эпоха отмечена расцветом богословия, связанного с оживлением исихастской традиции. Исихазм, который вот уже многие годы находил практическое воплощение в крупнейших монастырских центрах, встретил и своих теоретических выразителей в лице выдающихся иноков, благодаря которым эта традиция духовного делания была принята Церковью и обрела вселенский общеправославный масштаб. Произошло духовное пробуждение, затронувшее все стороны христианской жизни - от внутреннего самосовершенствования до общественной жизни и искусства.

В трудах Григория Паламы (1296-1359) и других выдающихся богословов этого периода выражена и обоснована самостоятельная православная богословская традиция. Черпая свое богословие из личного опыта, Палама и его соратники своим учением о божественных энергиях заложили в основу православного вероучения незыблемое основание, утверждающее реальность присутствия Бога в мире, богообщения и обожения.

Ряд соборов, состоявшихся в Константинополе (в 1341, 1347 и 1351 гг.) осудил учение оппонента исихастов Варлаама Калабрийца и принял новый догмат православной Церкви о божественных энергиях.

Фигура Паламы была не последней в ряду подвижников-исихастов. За ним последовала плеяда сотен выдающихся иерархов, богословов, церковных писателей, иконописцев и политических деятелей. О небывалом авторитете свидетельствует то обстоятельство, что с середины XIV века святогорские монахи возглавляли Вселенскую патриархию на протяжении практически целого столетия. В эти годы исихазм стал центральным фактором не только церковной, но и светской истории Византии.

Первым патриархом-святогорцем, прославленным в лике святых, стал выдающийся деятель исихастского движения Афанасий I. Он гармонично сочетал патриаршее служение с настоящим бескомпромиссным подвижничеством и творением непрестанной тайной молитвы. Афанасий много сделал для очищения Церкви и ее избавления от таких печальных явлений, как обмирщение и теплохладность высшего духовенства.

Период между 1204 и 1453 гг. стал одним из самых ярких в истории Константинопольской Церкви: многие епископии были преобразованы в митрополии, основывались новые епархии, открывались монастыри и учебные заведения. После победы исихазма, Византию и славянские страны охватило движение религиозного и культурного возрождения, вдохнувшего в Церковь и общество новые силы и позволившие им сохраниться в непростые годы иноземного владычества.

Описание:

Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других.

Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407), творения которых — неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века.

Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь (каноническая территория — Финляндия; Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии; резиденция Предстоятеля находится в Куопио).

Возглавляющий ныне Константинопольскую Церковь

232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис)
родился на острове Имврос (Турция) 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года он был хиротонисан во епископа с титулом: митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом.

Избрание Святейшего Варфоломея Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви состоялось 22 октября 1991 года, чин интронизации был совершен 2 ноября того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх».

Патриаршая резиденция находится в Фанаре (район Константинополя).

Епархии Константинопольского Патриархата

Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных — главным образом греков старшего поколения.

Архиерейские кафедры в Турции:

Константинопольскую архиепископию, в которую входит Стамбул и окрестности, возглавляет патриарх Варфоломей

Халкидонская епархия:
Митрополит Иоаким

Епархия Имвра и Тенеда:
Митрополит Фотий

Епархия Принкипонниса:
Митрополит Симеон

Епархия Деркии:
Митрополит Константин

Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции:

Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью:

«Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трех соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов «у иноплеменников вышереченных областей».

Между тем, в греческом тексте правила запятая стоит не после фразы «вышереченных областей», но после «и так же епископы у иноплеменников» (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.)

Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трех епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания еще не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: «Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви».

Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора, были обусловлены политическим значением столицы Византии: «…престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».

Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть «градом царя и синклита», Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в «варварских землях».

Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви.

Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850-м году получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского патриарха.

Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Греческой Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:

1. Церкви так называемых «новых территорий», вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале двадцатого века. Они по сути имеют двойное подчинение — Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928-м годом. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви. К епархиям «новых территорий» относятся следующие митрополии:

Кассандрийская,
Фессалоникийская,
Драмская,
Сидирокастрийская,
Ланкадасская,
Полианийская,
Сисанийская,
Филиппская,
Неокринская,
Неапольская,
Зинхийская,
Маронийская,
Александрупольская,
Парамифийская,
Яннинская,
Гревенская,
Хиосская,
Никопольская,
Иериссосская,
Серрская,
Мифимнская,
Елевферупольская,
Эдесская,
Китрская,
Дидимотихская,
Митилинская,
Лимнская,
Гуменисская,
Верийская,
Дриинупольская,
Ксанфская,
Елассонская,
Самосская,
Касторийская,
Сервийская,
Флоринская.

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов:

Родос (митрополит Апостол),
Кос (митрополит Эмилиан),
Лерос, Калимнос и Астипалеи (митрополит Нектарий),
Карпафос и Касос (митрополит Амвросий).

3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Глава - архиепископ Ириней. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви.

Адрес: Archbishopric of Crete Kyrillou Loukareos str. 1 71201 Herakleion, Crete, тел.: (30-81) 282632, факс: (30-81)289817. URL: http://www.iak.gr .

Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий:

Митрополия Гортины и Аркадии (митрополит Кирилл)
Митрополия Рефимны и Авлопотама (митрополит Анфим)
Митрополия Кидонии и Апокорона ()
Митрополия Ламбы и Сфакии ()
Митрополия Иерапитны и Ситии (митрополит Евгений)
Митрополия Петры (митрополит Нектарий)
Митрополия Кисама и Селина ()

На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит».

4. Патмосская экзархия

Экзархия входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии.

Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. Патриаршим экзархом Патмоса является игумен обители архимандрит Антипа (Никитарас).

В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года по Р.Х. было дано Откровение. Ответственным за Пещеру является иеромонах Исидор. Тел.: (30-247) 31234.

На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 году св. Макарием Калогерасом.

5. Святая Гора Афон

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии

Американская архиепископия

Американская архиепископия составляет самую важную часть Константинопольской Церкви, являясь, если так можно сказать, ее экономическим и политическим оплотом. Также она самая большая по численности часть Патриархата.

Архиепископия была основана 11 мая 1922 году, хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в шестидесятые года девятнадцатого столетия. В жизни Американской архиепископии, как и во всех Греческих Церквах диаспоры, очень важную роль играют греческие общины. Представители этих общин имеют широкое участие в управлении Церковью на всех уровнях — от рядового прихода и до самой Архиепископии.

Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского патриархата в Стамбуле. Нынешним ее главой является архиепископ Димитрий. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви.

Адрес Архиепископии: Greek Orthodox Archdiocese of America 10 East 79th Street, New York, N.Y. 10021 USA. Тел.: (1-212) 5703500. Факс: (1-212) 5703569, e-mail: [email protected] . URL: http://www.goarch.org .

Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская (митрополит Иаков с титулом Кринского), Сан-Францисская (митрополит Антоний с титулом Дарданеллского), Питсбургская (митрополит Максим с титулом Энского), Бостонская (митрополит Мефодий с титулом Анейского), Денверская (митрополит Исаия с титулом Приконисского), Атлантская (епископ Алексий), Детройтская (епископ Николай), Архиепископия имеет также одного викарного епископа — Димитрия с титулом Ксанфосского.

Архиепископия имеет свои учебные заведения и каждые две недели издает листок «Православный обозреватель» — The Orthodox Observer.

Австралийская архиепископия

Как и в случае других частей Константинопольского Патриархата, Австралийская Церковь была основана с целью духовного окормления греческих общин, образовавшихся на этом материке вследствие переселения сюда православных греков из Малой Азии и других регионов бывшей Османской империи.

В 1924-м году с этой целью была основана Митрополия Австралии и Новой Зеландии. В 1959-м году Митрополия была переведена в статус Архиепископии, что в современной греческой канонической традиции является повышением, так как Архиепископия может включать в себя несколько митрополий.

В 1970-м году Новая Зеландия была выведена из юрисдикции Австралийской архиепископии и получила свою митрополию. Кафедрой Австралийской Архиепископии является Сидней. Нынешний ее глава - архиепископ Стилиан. Он имеет трех викарных епископов: Епископа Дервского Иезекииля, Епископ Арианзского Иосифа, Епископа Аполлониадского Серафима.

Адрес: Greek Orthodox Archdiocese of Australia 242 Cleveland St., Redfern, Sydney, NSW 2016, Australia. Тел.: (61-2) 6985066. Факс: (61-2) 6985368.

Архиепископия имеет свое высшее богословское учебное заведение и ряд монастырей.

Фиатирская архиепископия

Она включает в себя Великобританию, Ирландскую Республику, а также Мальту. Кроме того, Фиатирский архиепископ является экзархом Западной Европы. До 1837-го года греческая община Лондона окормлялась при русской посольской церкви. Затем ей было позволено построить свой храм, который стал началом греческой епархии, которая как Фиатирская митрополия была учреждена в 1922-м году.

В 1954-м году она получила статус Архиепископии. Затем, в 1962-м году, она утратила этот статус, будучи разделена на четыре митрополии. В 1968-м году ей вновь было возвращено положение Архиепископии. В настоящее время во главе нее находится архиепископ Григорий.

Архиепископ имеет шесть викарных епископов: Зинупольского Аристарха, Кианийского Хризостома, Тельмисосского Христофора, Диоклийского Каллиста, Тропейского Афанасия, Назианзского Феодорита.

Адрес Архиепископии: Thyateira House 5 Craven Hill. London W2 3EN, England. Тел.: (44-20) 77234787. Факс: (44-20) 72249301.

Официальный печатный орган Архиепископии — журнал «Православный вестник». При архиепископии существует ряд общеобразовательных и катехитических школ, а также школа византийской музыки.

В Великобритании существует также ряд монашеских общин.

Митрополия Франции

В нее кроме Франции входят Испания, Португалия и Канарские острова. Митрополия была основана в 1963-м году, с кафедрой в Париже. Возглавляет Церковь митрополит Иеремия.

Адрес: Métropole grec-orthodoxe de France, Exarchat du Patriarcat œcuménique. 7 Rue Georges Bizet 75116 France, тел.: (33-1) 47208235, (33-1) 47021822, факс: (33-1) 46830568, (33-1) 47208315.

Митрополия входит в Ассамблею православных епископов Франции. Ее возглавляет митрополит Иеремия. Кроме него, в эту Ассамблею входят: Архиепископ Евкарпийский Сергий (Всел. Патриархат — Экзархат Западной Европы для православных русской традиции), Епископ Пальмирский Гавриил (Антиохийский Патриархат), Епископ Иннокентий (Русская Церковь), Епископ Лука (Сербская Церковь), Архиепископ Иосиф (Румынская Церковь), Епископ Трахийский Павел (Всел. Патриархат), Епископ Клавдиупольский Михаил (Всел. Патриархат).

В митрополии есть несколько монастырей.

Митрополия Германии

Митрополия была основана в 1963-м году, с кафедрой в Бонне. Ее юрисдикция распространяется на ФРГ. Германский митрополит является также Экзархом Центральной Европы. В настоящее время кафедру занимает митрополит Августин. Он имеет четырех викарных епископов: Василия с титулом Аристинского и пребыванием в Штуттгарте, Хризостома с титулом Памфильского и пребыванием в Ганновере, Димитрия с титулом Фермского и пребыванием в Мюнхене, Евмения с титулом Левкийского и пребыванием в Аахене.

Адрес: Griechisch-Orthodoxe Metropolie von Deutsland und Exarchat von Zentraleuropa. Dietrich-Bonhoeffer-Str. 2
D-53227 Bonn-Beuel Postfach 300555, D-53185 Bonn, тел.: (49-228) 462041, факс: (49-228) 464989. URL: www.orthodoxie.net .

Митрополия издает свой журнал «Православное присутствие».

Митрополия Австрии

Была основана в 1963-м году и признана государством в 1967-м. Включает в себя приходы Австрии и Венгрии. Митрополит Австрии — в настоящее время Михаил - является также экзархом Средней Европы.

Адрес: Griech. Orient. Metropolis von Austria. Fleischmatkt 13, 1010 Wien, Austria, тел. и факс: (43-1) 5333889.
Митрополия имеет свое периодическое издание — «Стахис».

Митрополия Бельгии

Основана в 1969-м году и признана государством в 1985-м. Кроме Бельгии, включает в себя также Голландию и Люксембург. Кафедра, которую в настоязее время занимает митрополит Пантелеимон, находится в Брюсселе.

Митрополит имеет двух викарных епископов: Максима с титулом Евменийского и Эммануила с титулом Ригийского.

Адрес митрополии: Archevêché Orthodoxe Grec. Avenue Gharbo 71-1030 Bruxelles Belgique, тел.: (32-2) 7365278, факс: (32-2) 7353264.

В Брюсселе функционирует представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Совете, которое возглавляет епископ Ригийский Эммануил. Адрес представительства: Place de Jamblinne de Meux, 40-1030 Bruxelles, тел.: (32-2) 7348987, 7324422, факс: (32-2) 7349072.

В Брюссельском аэропорту действует православная часовня Св. Георгия. Она расположена в новом здании, над залом проверки паспортов (комн. № 2427). За часовню отвечает архим. Афинагор Peckstadt. Тел. и факс: (32-2) 7536882.

Митрополия Швеции и всей Скандинавии

Включает в себя Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Митрополия была учреждена в 1969-м году. На данный момент ее возглавляет митрополит Павел.

Адрес Митрополии: Grekisk Ortodoxa Metropolitdömet. Birger Jarlsgatan 92, 111420 Stockholm, тел.: (46-8) 6123481.

Митрополией периодиически издается «Бюллетень».

Митрополия Новой Зеландии

Митрополия была основана в 1970-м году. Ее кафедра, которую в настоящее время занимает митрополит Дионисий, находится в Веллингтоне.

Адрес митрополии (общий с кафедральным собором ап. Андреяя Первозванного): 365 Broadway, Miramar, Wellington. Тел.: (64-4) 3881194. Факс: (64-4) 3881486.

В состав Новозеландской митрополии входит также экзархия Константинопольского Патриархата в Южной Корее, которую возглавляет викарный епископ Митрополии, носящий титул Зильского, Сотирий.

В отличие от многих других епархий Константинопольского Патриархата, Южнокорейская экзархия усматривает главное свое служение не в окормлении греческих общин, но в миссионерстве, рапространении Евангелия и Православия среди местных жителей. Эта Церковь управляется советом священников, собирающихся вокруг епископа.

Адрес: CPO Box 1473 Seoul. Тел.: (82-2) 3653744. Факс: (82-2) 3927322.

Митрополия Швейцарии

Митрополия основана в 1982-м году, включив в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра, которую сейчас занимает митрополтит Дамаскин, расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. У него есть один викарный епископ — Лампсакийский Макарий.

Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря главным образом Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому патриарху пришлось покинуть Стамбул.

Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей.

Общий адрес всех перечисленных учреждений: Archevêché de Suisse. 282, rte de Lausanne CH-1292 Chambésy, тел.: (41-22) 7581833, 7581788, 7581851, факс: (41-22) 7582416.

Митрополия Италии

Община греков в Италии появилась очень давно — еще в 1498-м году — после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия была учреждена лишь в 1991 году, а в 1998-м признана итальянскими властями. Кафедру, которая является также экзархией Южной Европы, занимает митрополит Геннадий. Она находится в Венеции — как в силу того, что греческая община в этом городе имеет долгую историю, так и потому, что Ватикан не допускает присутствия кафедры православного епископа в Риме.

Адрес: Sacra Arcidiocesi Ortodossa d’Italia e Esarcato per l’Europa Meridionale. Castello 3422, Campo dei Greci, 30122 Venezia, Italia, тел.: (39-41) 5239569, факс: (39-41) 5227016. URL: http://www.ortodossia.it

Митрополия дважды в месяц издает журнал «Православная жизнь».

Митрополия Торонто

Митрополия Торонто до 1996-го года была частью Американской архиепископии, в 1996-м же года стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Она возглавляется митрополитом Сотирием, который имеет также викарного епископа Христофора с титулом Андидского. Кафедра митрополии расположена в Торонто.

Адрес: His Eminence Metropolitan Sotirios. 1 Patriarch Bartholomew Way (former 86 Overlea Blvd.) Toronto, Ontario, M4H 1C6, тел.: (1-416) 4295757, факс: (1-416) 4294588.

Митрополия Буэнос-Айреса

Основана в 1996-м году. Ранее она была частью Американской Архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай. Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит - ныне Геннадий - является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе. Он имеет викарного епископа с титулом Асского - Иакова.

Адрес:
Av. Fiqueroa Alcorta 3187, 1425 Buenos Aires, Argentina
тел.: (54-11) 48023204

Митрополия Панамы

Эта митрополия, как и предыдущие, изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996-м году стала отдельной епархией. Она кключает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую республику и Ямайку. Центр Митрополии находится в Мехико, Мексика. Ее глава митрополит Афинагор.

Адрес: Sacro Arzobispado Ortodoxo Griego, Agua Caliente esq. Saratoga, Col. Lomas, Hipodromo, Naucalpan, Edo de Mexico C.P. 53900, Mexico. Тел.: (52-5) 2944460. Факс: (52-5) 2942678.

Митрополия Гонконга

Образована в 1996-м году. Возглавляется митрополитом Никитой, который является также экзархом Юговосточной Азии.

Адрес: 704 Universal Trade Center, 3 Arbuthnot Rd, Hong Kong, e-mail: [email protected] , URL: http://www.cs.ust.hk/faculty/dimitris/metro/hkmetropolis.htmlwww.cs.ust.hk/faculty/dimitris/metro/hkmetropolis.htmlwww.cs.ust.hk/faculty/dimitris/metro/hkmetropolis.htmlwww.cs.ust.hk/faculty/dimitris/metro/hkmetropolis.html

При митрополии ежемесячно издается журнал The Censer.

В митрополию входят экзархии:
Индии, с центром в Калькутте
Индонезии
Филиппин

Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде.

Украинские приходы Константинопольского Патриархата

Хотя украинские общины в Америках и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия.

В Америке и Канаде:

Митрополит Константин, с резиденцией в Чикаго - возглавляет украинские общины в США.

Митрополит Юрий, возглавляет украинские общины Канады, с резиденцией в Виннипегес резиденцией в Виннипеге
Архиепископ Антоний, с резиденцией в Нью Йорке, США.
Епископ Паисий — находится на покое в США.
Епископ Андрей
Епископ Иларион
Епископ Даниил

В Бразилии:
Епископ Иеремия.

В Европе:
Архиепископ Иоанн— возглавляет украинские приходы в Западной Европе. Его резиденция находится в Бельгии.

Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе

Exarchat des paroisses de tradition russe en Europe Occidentale

Эти приходы по большей части составляли ту часть Русской Православной Церкви, которая перешла вместе с митрополитом Евлогием под омофор Константинопольского патриарха. Патриаршим экзархом для этих приходов является епископ Команский Гавриил (де Вейльдер). Избран 1 мая 2003 года.

Адрес:
12 Rue Daru, 75008 Paris
Тел. и факс: (33-1) 46226761
Факс: (33-1) 46222857

Архиепископ имеет двух викарных епископов:
Павла с титулом Трахейского
Михаила с титулом Клавдиупольского

В состав Экзархата входит знаменитый Богословский институт св. Сергия Радонежского.

По материалам православие.ru , патриархия.ru

Страна: Турция Город: Стамбул Адрес: Rum Patrikhanesi, 34 220, Fener-Halic, Istanbul, Turkey Телефон: (90-212) 5319670-76 Факс: (90-212) 5349037 Web-сайт: http://www.ec-patr.org/ Предстоятель:

Ситуацию с паломничеством на Афон после решения Синода Русской Православной Церкви от 15 октября о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом корреспонденту РИА Новости Сергею Стефанову прокомментировал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук:

Отец Игорь, с Афона еще не было никакой реакции на действия Константинопольского патриархата на Украине? Реакции их руководящего органа, Священного Кинота, или каких-то отдельных монастырей?

— Православный мир не живет на тех скоростях, которые ему навязывает современность. На Афоне многие совершенно не пользуются Интернетом, сотовой связью, поэтому даже и не знают о тех решениях, которые были приняты в Стамбуле и в Минске. Но со временем, я думаю, узнают, и будет какая-то реакция. Паломники что-то рассказывают афонитам о том, что происходит.

Конечно, это решение создает совершенно понятные трудности и для русских насельников Афона, которые традиционно поминали и Константинопольского, и Московского патриархов. И все они являются выходцами из Русской Православной Церкви. Как в дальнейшем будет обустраиваться их бытие на Афоне — это вопрос, который подлежит решению.

Что касается простых паломников, я думаю, что они все должны понимать, что, при всей любви к Афону, при всем почтении, которое Русская Православная Церковь имеет издавна, испокон веков к Святой Горе, к "уделу Божией Матери", есть еще понятие церковной дисциплины. И если на что-то нет благословения, значит, его нет.

По поводу конкретно Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря — он также относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Получается, что мы сейчас и с ними разорвали общение, и туда тоже нельзя приходить и причащаться?

— Причащаться нельзя, но приходить, я думаю, можно, просто помолиться. Буквально на днях в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре был престольный праздник, потому что один из храмов этого монастыря посвящен празднику Покрова Божией Матери, и в этих торжествах участвовали три иерарха Русской Православной Церкви. Они не служили, но молились за богослужением.

А в свете последних решений Синода, теперь, когда идет богослужение, мирянам можно заходить в храм и со всеми молиться? Или можно только самому заходить помолиться, когда богослужения нет? Или можно молиться за богослужением, но просто не причащаться?

— Лучше сказать, что, учитывая все эти сложные обстоятельства, которые складываются, сейчас настало время воздержаться от паломничества на Афон и от участия в богослужениях в любой форме. Но если уж такое случилось, ну, по крайней мере, хотя бы не причащаться.

Могут ли теперь какие-то святыни привозить в Россию с Афона, или из Турции и другой канонической территории Константинопольского патриархата, или все это сейчас тоже приостановлено?

— Как-то странно ожидать в период такого серьезного обострения наших отношений, что кто-то с территории Константинопольского патриархата повезет к нам святыни. Но если возникнет такая инициатива, мы будем ее рассматривать. Как это обычно и делается в каждом конкретном случае.

А что будет с нашими соотечественниками — прихожанами православных храмов в Турции или в других местах, где нет иных храмов, кроме как относящихся к Константинопольскому патриархату?

Это действительно проблема, которая перед нами встает начиная с 15 октября, поскольку де-факто Константинопольский патриархат ушел в раскол, приняв в общение раскольников. Получается, что наши соотечественники на территории Турции остаются без пастырского окормления. Это же касается выходцев из нашего Отечества, которые живут на островах Додеканеса, в том числе самом крупном из них - Родосе, на Крите, и, конечно, мы будем думать о том, как обеспечить для них пастырскую заботу. Времени еще прошло очень мало, но, во всяком случае, эта задача стоит, мы ею занимаемся.

Вообще, приходы Константинопольского патриархата есть по всему миру, кроме Африки и Антарктиды, но там для верующих есть альтернатива — есть храмы и других Поместных Церквей. Нет ее сейчас только в Турции и на тех греческих островах, которые я назвал.

Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сказал, что Русская Православная Церковь будет вынуждена приостанавливать общение со всеми Церквями, которые поддержат решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви на Украине. Можете прокомментировать это высказывание?

— Я думаю, что это очень преждевременный комментарий. Во-первых, еще нет окончательного решения по поводу дарования автокефалии церкви на Украине, нет Томоса, и когда он будет, совершенно неизвестно. И тем более говорить о реакции Поместных Церквей на то, что произойдет после гипотетического дарования Томоса, сейчас преждевременно.

Кроме Афона, это множество храмов и монастырей в Греции и Турции

РПЦ уведомила прихожан о том, что храмы и монастыри Константинопольского патриархата отныне нежелательны для посещения. Кроме , где расположены многие святыни под эгидой Константинополя, «запретные» храмы располагаются и в других популярных у россиян местах. Мы выяснили, о каких именно соборах и монастырях речь.

Монастырь Святого Георгия Кудунского

Если православные из лона РПЦ будут молиться или причащаться в храмах Константинопольского патриархата, на исповеди (речь о «непослушании церкви»). Если же речь о священниках - им будет грозить наказание, которое определят их церковные начальники.

Основной канонической территорией Константинопольского Патриархата является Турция и часть Греции.

Православные соборы в Турции сосредоточены, в основном в Стамбуле, бывшем Константинополе.

Самый известный, который обязательно посещали русские паломники - это Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца. Он находится на самом Фанаре, на Подворье Вселенского Патриарха. Собор особо почитаем, поскольку там находятся мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Не менее популярен крупнейший православный храм города - церковь Святой Троицы недалеко от площади Таксим. Есть еще небольшая часовня церкви Марии Влахернской на берегу залива Золотой Рог и самая известная историческая церковь Марии Монгольской, знаменитая тем, что в ней никогда не создавали мечети. Есть еще храм Живоносного Источника, при котором находится женский монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» - место погребения Константинопольских Патриархов.

Кроме этого в Стамбуле существуют два «афонских подворья», в которых располагались паломники по дороге на Святую Афон. Причем оба подворья - Пантелеймоново и Андреевское - всегда называли «русскими», поскольку здесь останавливались именно российские верующие. Однако оба они находятся под юрисдикцией Вселенского Патриархата. На Пантелеймоновом подворье есть церковь, расположенная на 6 этаже паломнического корпуса, главная ее достопримечательность - список с чудотворной иконы Владимирской Божией матери. Службы на подворьях ведутся не на греческом, а на церковнославянском. По крайней мере, так было до сего дня...

Под запретом оказался и храм Святых апостола Павла и проповедника Алипия Столпника в Анталии, где ведутся службы на русском языке.

В Турции есть несколько действующих православных монастырей, относящихся к Константинопольскому Патриархату. Находятся они, в основном, на островах. Монастырь Святого Георгия Кудунского, X века постройки - на острове Бююкада в Мраморном море. За год его посещают не менее 250 000 паломников.

На острове Хейбелиада расположен мужской ставропигиальный монастырь Константинопольской православной церкви Святой Троицы, при нем - особо почитаемый скит Святого Спиридона.

В Греции юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется на епархии так называемого Додеканесского архипелага. То есть на все храмы на островах Родос, Кос, Лерос, Калимнос и Астипалеи, Карпафос и Касос. Ядром Патриархата в Греции является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова на острове Патмос. А так же два монастыря - Анастасии Узорешительницы в Халкидики и Монастырь Влатадон в Салониках.

С Критом, который так же относится к ведению Константинопольского Патриархата, все не так просто. Дело в том, что Критская архиепископия имеет статус полуавтономной Церкви, у которой есть свой Синод. И, хотя РПЦ отнесла храмы Крита так же к числу «запрещенных», все же русским православным будет жаль с ними «расставаться». Особенно с церковью святого Николая Чудотворца в ущелье Котцифу и главной святыней Ираклиона - церковью Святого Тита.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.