Конспект по экологии о комнатных растениях. Конспект занятия по экологии "комнатные растения". VII. Рефлексия и оценивание учащихся

Шкабарня Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Салаир,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экологии "Уход за комнатными растениями"
Дата публикации: 21.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Уход за комнатными растениями»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально

Коммуникативное развитие, речевое развитие.

Программное содержание:

Развитие

интереса

к комнатным растениям,

наблюдать и ухаживать за ними.

Формировать

умение определять комнатные растения,

нуждающиеся

уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Создавать условия для правильного планирования своей деятельности и

распределения обязанностей между собой.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

Совершенствовать диалогическую речь, уметь выстраивать диалог.

Обогащать речь детей глаголами, прилагательными, сравнениями.

Формировать умения правильно употреблять слова в речи.

Способствовать количественному накоплению слов для содержательного

Уточнять и закреплять знания детей о способах ухода за растениями и о

последовательности работы.

Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, желание наблюдать

и ухаживать за ними.

Предварительная работа:

комнатных

растениях,

наблюдения

художественной литературы, заучивание стихов и отгадывание загадок.

Методы и приемы:

наглядный,

словесный,

практическая

деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Комнатные растения, оборудование для ухода за ними (тазы, тряпочки, лейки,

опрыскиватели, стеки, кисточки, щеточки).

Ход занятия:

Воспитатель подходит к уголку природы и берет в руки «Берегиню».

Воспитатель: Спрашивает у «Берегини»

«Подумай и скажи, что нужно

растениям, чтобы они хорошо росли? (Забыла?)

Давай загадаем нашим детям загадку.

Загадка: «Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Зимой цветут, какие цветы? (комнатные).

Скажите, а почему они называются комнатными растениями?

Растения, которые выращиваются в помещении.

Воспитатель: Дети давайте поможем нашей кукле «Берегине» вспомнить, что

нужно растениям, чтобы они хорошо росли? (тепло, солнце, вода, уход за

Воспитатель:

Правильно

опрыскивать

протирать растения. И сегодня мы будем продолжать очищать растения от

Воспитатель: Как вы думаете, для чего это надо делать? (для того, чтобы

растения дышали)

Растения дышат с помощью листьев. Поэтому листья должны быть всегда

Воспитатель:

Скажите, по каким признакам можно определить растение,

нуждающееся в уходе? (сухая земля, листочки завяли, опали, постучать по

В нашем уголке природы много красивых и разных растений. Посмотрите на

них и скажите, чем они отличаются? (размером листьев, формой листьев)

А как называются наши растения? У каждого из нас есть свое имя и у цветов

название

(бальзамин,

сансевиерия

бегония).

Какие бывают листья у растений? (гладкие, опушенные, мелкие) и выберем

способ очистки растений от пыли.

У этих растений листья отличаются друг от друга. Как мы будем очищать их

Правильно.

протираем

тряпочкой.

Растения

мелкими листьями ставим в тазик и опрыскиваем. Растения с опушенными

листьями очищаем при помощи щеточки, кисточки.

Давайте сейчас мы немножко отдохнем и посмотрим, нуждаются ли наши

растения в уходе?

Физминутка.

«На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: А сейчас подойдите к уголку природы, аккуратно возьмите

комнатные растения и поставьте их на стол.

Что нам надо для ухода за растениями?

(лейка с водой, кисточки для очистки, стеки для рыхления, пульверизатор,

салфетки, тазик с водой, клеенчатые фартуки, тазик для опрыскивания).

Как очистить от пыли сансевиерию? (обтереть влажной тряпочкой)

Почему? (листья гладкие, прочные, вытянутой формы).

растения

листочками

опрыскивать

пульверизатора. Кто будет опрыскивать растения, кто протирать?

Воспитатель:

ухаживать

растениями

опушенными листьями. (Фиалка).

Потрогайте фиалку и сравните с сансевиерией. Есть разница, какая?

(у сансевиерии

листья гладкие, большие, длинные,

а у фиалки листочки

маленькие,

опушенные).

опушенные?

волосками).

Вот такие растения мы очищаем от пыли с помощью кисточки или щеточки

(показать). Листья фиалки боятся воды. Они могут загнить (поливаем в

Воспитатель берет в руки стеку и спрашивает для чего она (рыхлить землю,

чтобы корни дышали). Землю нужно взрыхлять на поверхности, глубоко

рыхлить нельзя. Почему? (чтобы не повредить корни).

Показать, как правильно рыхлить землю.

Уточнить и закрепить знания о процессе ухода за комнатными растениями.

Подчеркнуть,

растений

особенностей листьев. От этого же зависит выбор орудий труда.

Воспитатель напоминает, что нужно надеть фартуки.

Дети выполняют работу. Воспитатель помогает советами, помогает в работе

если нужно.

В конце занятия итог. Отметить, что все дети хорошо потрудились, правильно

рыхлили землю, удаляли пыль с растений, опрыскивали, поливали.

Теперь наши цветы будут хорошо расти и цвести. Все работали, дружно

помогая друг, другу. Молодцы, все потрудились на славу.

Как вы думаете, вы все справились с заданием?

привести

аккуратно в шкаф.

Берегине понравилась ваша работа, и она решила подарить еще один цветок в

уголок природы.

Внести в группу цветок (Фикус). Рассмотреть растение и определить способ

Экологию, друзья, изучаем мы с утра.

В уголке природы нашем много зелени, цветов.

И названия, конечно, мы все знаем, «будь здоров»!

Есть фиалка голубая и бегоний штуки три,

Бальзамин и сансивиерия, словно щучьи хвосты.

Мы их моем, поливаем, рыхлим землю, удобряем

И хотим, чтоб тут всегда была зелень, чистота!

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетіның технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы

Б і л і м беру аймағы/ Образовательная области: «Познание»

Б ө л і мдер/ Разделы :Экология.

Та қ ырыбы/ Тема : Комнатные растения.

Мақсаты/Цель:

Продолжать знакомить детей с объектами живой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Формировать навыки ухода за растениями: умение поливать растения из лейки, протирать листья влажной тряпочкой;

Учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели.

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы.

Ә д і стер і /Методы и приемы: демонстрация наглядного материала, игровые моменты, художественное слово, подвижность, поощрение.

Билигвальд і компонент/Билигвальный компонент : Сә леметсі здер ме,гулдер, су, сауболыныздар.

Іс-ә рекет кезең дері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивациялық-

танымдық

Мотивационно-побудительный

Ұ йымдастырушы-лық-ізденушілік

Организационно-

Поисковый

Рефлексті к-Ұйлесімділік

Рефлексивно-Коррегирующий

    Приветствие:

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы стали большими, как много знаете и умеете. Поздоровайтесь с ними.

Здраствуй солнце золотое!

Здраствуй небо голубое!

Здраствуй матушка-земля!

Здраствуй ты и здраствуй я! (Далее воспитатель просит детей сесть красиво, ножки «подружить», спинку выпрямить ).

Введение в игровую ситуации:

2. Сюрпризный момент. Звенит колокольчик и появляется фея Флора, в руках у нее цветок в горшке.

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела фея Флора.- Фея флора, а что у тебя в руках?

Фея: - да сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришла к вам, может вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.

Воспитатель: - Флора, ну конечно, это цветок. Это комнатное растение, правда, ребята? А как на казахском языке цветы-гулдер! Посмотри, у нас в группе много комнатных растений и некоторые из них ребята уже знают. Ребята, какие комнатные растения вы знаете?

Воспитатель: - А почему растения называются комнатными? Правильно, эти растения растут дома, в комнате. Их маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. А что помогает цветам расти? Правильно вода (су). Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.

3. Физкультминутка. (Включаю музыку)

- Посадил садовник в землю маленькие семечки, пустили они корешки. Стало яркое солнышко обогревать своими теплыми лучиками первые зеленые росточки. Стебелек тянулся выше- выше. Появились первые зеленые листочки. А вот расцвел красивый цветочек и улыбнулся нам. Добрый садовник напоил растения водичкой, и они стали еще красивее. (Воспитатель имитирует полив растений-деток из леечки).
4.Строение комнатных растений, их значения.
Фея Флора
: - Спасибо, ребятки! Теперь я поняла, что у комнатных растений есть корешки, стебли, листья и цветы. Флора «подходит» к стенду, показывает и называет строения растения, но ошибается и делает неверно.

Воспитатель: Ой, Флора! Ты же все перепутала. Давайте, дети, поможем нашей гостье, правильно показать и назвать строения растения.

- Матвей покажи и расскажи, что же ты знаешь о строении цветов.

Флора: - А зачем растениям корни и листья?

Воспитатель:- Корни - чтобы пить водичку, а листья- дышать, вот ребята дышат через нос, а цветы – листьями. Ребята, а вы знаете как водичка по корням поднимается к растению?

а) д емонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх .

5. Фиалка.

Воспитатель : - А твой цветок называется фиалка . Ребята, давайте все вместе скажем, как называется цветок Флоры. (Фронтальное, индивидуальное, фронтальное закрепление названия комнатного растения.) - Ну вот, Флора, запомнила, как называется твое растение?

Флора: - Ну вроде запомнила: фиалка.

Воспитатель: - Флора, посмотри, ведь у нас тоже есть фиалка (на стол ставится цветущая фиалка).

Флора: - но это же совсем другое растение. Вон на нем цветочки есть, а на моем нет.

Воспитатель: - Ребята, давайте все вместе внимательно посмотрим на эти два растения. Посмотрим на их листочки: одинаковые у них листочки или разные? Какие они по длине, ширине, на ощупь?

Воспитатель: - Вот видишь, Флора, это тоже фиалка, просто на ней уже появились цветы.

Флора: - А моя фиалка тоже будет цвести?

Воспитатель: - ну, конечно, Флора. Просто за ней надо правильно ухаживать. Наши ребятки тебе сейчас об этом расскажут. Ребята, как надо ухаживать за растением, чтобы оно росло большим, красивым, чтобы на нем появились цветы? Воспитатель обращает внимание детей и Флору на то, что фиалка не любит много воды и света и поливать нужно только корни, а листья нельзя. От лишней влаги растение может заболеть и погибнуть. Прежде чем полить цветок, нужно его по рыхлить, протирать листья (для примера возьмем герань, алой, сансевьеру- щучий хвост).Краткое содержания этих цветов, их свойства) (Педагог предлагает всем детям по очереди аккуратно протереть листья бальзамина. Следит за действиями ребят и постоянно их комментирует).

б) опыт с бутоном цветочка: Раздаю детям бумажные цветы, листья согнутые во внутрь середины. Дети опускают бумажные цветы в воду, видим что цветок соприкоснувшись с водой начинает распускаться.

6. Цветы-их польза.

- красиво в группе, дома;

-поглащает все микробы

Выделяет кислород

Подарок маме и близким…

7. Итог занятия:

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургун)

Ребята, фея Флора хочет вас поблагодарить за интересное и познавательное занятия и в подарок дарит вам маленькие цветы, вы их посадите дома в горшочек и будете растить, ухаживать за ним. Прощаются с феей и с гостями - сауболыныздар!

Приветствие детей.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Проявляют

интерес.

Отвечают на вопросы.

Называют герань, алой, сансевьера (щучий хвост), фиалку и др. растения, показывают их.

Потому что они растут дома.

Вода,

Дети садятся на корточки, тянутся на носочках вверх, показывают пальчики,
качают головой и улыбаются друг другу.

Наблюдают.


Дети отвечают, что листочки у растений одинаковые.

Дети отвечают, что растение надо поливать, рыхлить землю в горшке, показывают.

Проводят опыты.

Дети выходят, показывают, как надо правильно поливать растение, рыхлить землю в горшке.

Ответы детей.

Радуются тому, что помогли феи Флоре.

Кү ті летің нәтиже /Ожидаемый результат:

Білу/Знать:

О значении цветов, комнатных растениях, воды.

Называть строения цветов, их сходство и различия.

Болу/Иметь:

- формировать навыки ухода за растениями.

Істейбілу/Уметь :

Вести наблюдение за объектом живой природы;

Рассуждать , делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели.

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы;

Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование знаний детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Программное содержание:

  • Учить детей определять растение, требующее уход.
  • Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы.
  • Закрепить знания названий комнатных растений (кактус, папоротник, бегония, бальзамин).

Оборудование:

    комнатные растения (кактус, папоротник, бегония, бальзамин);

  • инвентарь для ухода за растениями (опрыскиватель, рыхлитель, лейка, мягкая тряпочка).

Части занятия

  1. Вводная часть.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Основная часть.
  4. Беседа о комнатных растениях.
  5. Путешествие на родину комнатных растений.
  6. Пальчиковая гимнастика «Цветочек ».
  7. Физминутка.
  8. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями.
  9. Заключительная часть.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо от нашего друга Незнайки. Он пишет - «Мне на день рождения подарили цветы, но как они называются и как за ними ухаживать, я не знаю… Очень прошу вас, помогите мне ребята! Высылаю фото цветов». Слайд № 2.

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Незнайке?

Дети. Да

Воспитатель. Нам предстоит отправиться в путешествие на родину этих цветов, через моря, горы, океаны. На чем же мы туда полетим?

Дети предлагают свои версии. (Например: самолет, ракета и т.д.)

Воспитатель.

  • Я предлагаю отправиться в наше путешествие на воздушном шаре. Занимайте свои места. (Дети и воспитатель все вместе: «Земля, прощай, в добрый путь»). Слайд № 3.
  • Ребята, посмотрите! Мы пролетаем над пустыней. Слайд № 4.
  • В пустыне сильная жара, засуха, ветры знойные, мало дождей, поэтому недостаточно влаги и бедная растительность. (Слайд № 5).
  • Ой, посмотрите что это такое большое по среди пустыни стоит? Это же кактус! Кактусу для его роста и развития необходимо: свет, тепло, мало воды, не любит, чтоб его брызгали. Слайд № 6.

Воспитатель. Нам пора отправляться дальше, а то здесь очень жарко. («Земля, прощай, в добрый путь»). Следующая наша остановка, это Южная Америка. (Слайд № 7). Здесь мы можем с вами укрыться в тенистых кронах деревьев, полюбоваться обильной растительностью. Осторожно, к нам ползет змея! (Слайд № 8). Южная Америка - родина бегоний. Посмотрите, какие они красивые. (Слайд № 9.: определяют, что нужно для роста и развития).

Воспитатель. Мы с вами немного отдохнули, пора отправляться дальше. («Земля, прощай, в добрый путь»). Подул тропический ветер, мы приближаемся к Тропикам. (Слайд № 10). Давайте приземлимся на полянке и поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

Воспитатель. В тропиках, ребята, обильная растительность и много животных. Посмотрите, кто это там лежит на деревьях? (Дети рассматривают картинки). Слайд № 11. (Среди всей этой красоты дети узнают папоротник). Да, ребята, тропические леса - это Родина папоротников. Тропики - это место, где влажно и жарко. (Дети вместе с воспитателем определяют, что необходимо для роста и развития растения). Слайд № 12.
Воспитатель. Ребята, давайте попрощаемся с тропиками, а нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места.(«Земля, прощай, в добрый путь»).
Воспитатель. Посмотрите, какая красота! Мы попали в страну Цветов - Субтропики. (Слайд № 13). Дети вместе с воспитателем выясняют, что Субтропики - это родина бальзамина). Слайд № 14. Воспитатель рассказывает, как ухаживать за бальзамином. (Слайд № 15).

Воспитатель. Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. («Земля, прощай, в добрый путь»). (Слайд № 16),
Воспитатель. А вот и наш любимый детский сад. Давайте немного отдохнем после нашего кругосветного путешествия.

Физминутка.

Рефлексия «Цветок на полянке».

Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на нашей полянке красные цветы. А если вам было скучно - желтые.

Трудовые действия: уход за растениями в группе.

Воспитатель. А теперь ребята, давайте напишем письмо нашему другу Незнайке и расскажем о том, какие цветы ему подарили и как за ними ухаживать.

Список использованной литературы:

  • Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА - ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с.
  • Левданская П.И., Мерло А.С. Комнатные цветочные растения. Мн.: Ураджай, 1978. 128 с.
  • Степанова И.Ф. Живые коллекции. М.: Панорама, 1991. 14 с.
  • Тубельская В. Ухо Наполеона и другие бегонии// Маленький садовник. 2004, №4. С. 4 - 5.
  • Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: Кладезь-Букс, 2007. 256 с.

Картинки в презентации и материалы из интернет - ресурсов:

  • http://surviveru.narod.ru/desert1.html
  • http://www.tourister.ru/world/america/review
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6482/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)
  2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
  3. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  4. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.
  5. Активизировать словарь детей.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

В зале оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.

Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Слушает ответы детей, помогает им выразить свою мысль.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Дети называют.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Воспитатель рассказывает о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции и фиалке.

Воспитатель. Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Воспитатель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Ребёнок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Ребёнок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Ребёнок: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Ребёнок: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Ребёнок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Загадки про растения

  1. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (алоэ)
  2. У какого растения молодые листья свёрнуты, как улитки? (папоротник)
  3. У какого растения молодые листья свёрнуты в трубочку? (аспедистра)
  4. У какого растения листья пахучие? (душистая герань)
  5. У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)


Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях , умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. - Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля...) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

Где они растут? (В комнатах)

А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе - здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения »

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: - Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.